13° ... 13°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Как определить, куда идти Пензенскому региону
Журналист
Журналист
Максим Денисов

В начале этого лета автор уже имел случай отметить высокую точность прогнозов и установления ориентиров развития пензенской экономики, определяемых ее руководством. Мы констатировали категорическое расхождение между планами и результатами, равно как и между направлением движения и местом прибытия. На самом деле, это системная ошибка, преследующая пензенское руководство на протяжении многих и многих лет. И сложно здесь сказать, в какой мере в этом его вина, а в какой - наша общая беда.



Пензенский политолог Анатолий Бодров, как-то раз, пару лет назад, уронил определение, которое, на наш взгляд, очень точно характеризует одну из главных, системных проблем развития Пензенской области. «Бюджетный волюнтаризм». Популярность слово «волюнтаризм» обрело, благодаря колоритному персонажу Юрия Никулина из комедии Гайдая «Кавказская пленница». Обозначает это слово самонадеянное принятие решений, без опоры на компетентные мнения, без учета объективных данных и без просчета последствий.

В случае Пензенской губернии «волюнтаризм» — приложение сил и средств к точкам, определяемым не на основе грамотного компетентного анализа, а на основе личного видения ситуации руководителями региональных министерств и ведомств. Я считаю, я ездил и видел, я читал…

Апофеозом подобных действий (не по последствиям, а по дурости и общественному резонансу) можно считать «дело Илики» 2013 года. Илика, если кто не помнит, это такой заезжий чиновник, под которого создали целое областное министерство общественных связей (расформированное тотчас же после его отставки). Прославился же он тем, что вызвался создать «концепцию бренда» губернии, которая сделала бы его узнаваемым и привела в нее потоки инвестиций, после чего наступило бы полное счастье.

Первым делом были освоены бюджетные средства размером в 1,2 миллиона рублей (пустячок, конечно, но, согласитесь, приятно). Результаты этой работы вызвали недоумение, если не сказать шок, практически у всех, кто с ними ознакомился. Пензу предлагалось назвать некоей «открытой территорией», предлагалось упоминать о ней в звательном падеже «О, Пенза!», для того, чтобы в ней читалось «Опен» — по-английски «открыто».

Предлагалось сдружиться на этой почве с Копенгагеном, внутри коего топонима тоже есть «опен». Вообще-то – собственно датское название города «Кёбенхавн», и внутри читается другое, слово. Которое при желании можно воспринять, как направление, в котором отправились разработчики (так и не доведшие своего дела до конца, в результате чего брендом Пензы стало считаться освоение средств на разработку бренда)И куда рискуем попасть все мы, если продолжим разрабатывать подобные концепции.

А ведь сегодня, на самом деле, есть научные основания для формирования стратегии регионального развития. И о них весьма занимательно рассказано в научной статье к.э.н., директора Института экономики, финансов и бмизнеса Башкирского государственного университета Рустема Ахунова, опубликованной во втором номере единственного в Пензе «ВАКовского» журнала «Модели, системы и сети» .

Называется статья «Дифференцированный подход к формированию стратегии регионального развития». В аннотации утверждается, что в работе «Заложены основы для разработки региональных стратегий, содержащих набор системных и ориентированных на результат мер, которые могут переломить негативные тенден¬ции и сориентировать на положительный вектор регионального развития».

— В настоящее время акценты экономического развития все более смещаются к региональному уровню, — продолжает Ахунов. — В условиях усиливающейся глобализации регионы, становясь активным участником мировых процессов, начинают в значительной степени определять развитие Российской Федерации в целом. Тем не менее, несмотря на повышение роли регионов, в современной российской практике построения региональных стратегий до сих пор сохраняется определенная бессистемность.

Главная мысль, которая отсюда следует — прежде чем задать вектор развития, определить цели, задачи, и выработать меры к их достижению, необходимо... Определить, где именно ты находишься!
Иначе это напоминает ситуацию из классического советского фильма «Кин-дза-дза»: «Будем считать, что мы в Каракумах… солнце на западе, значит Ашхабад — там!».

Как это сделать? Ахунов пишет: «огромная территория Российской Федерации, исторически и географически сложившийся характер распределения экономических ресурсов и эффективности их использования неизбежно будут предопределять свое «лицо» экономики того или иного российского региона, его профиль, экономические, социальные, институциональные, технологические, финансовые и организационные особенности регионального воспроизводства.
На наш взгляд, достаточно наглядно профиль региона можно построить в виде следующей схемы



Приведенная схема профиля достаточно наглядно может показать сильные и слабые места в воспроизводственном потенциале и конкурентоспособности. Идеальным является состояние, когда все заштрихованные об¬ласти окажутся на первой строчке. Ахунов привел пример своего Башкортостана. Мы взяли на себя смелость опросить пару экспертов, чтобы выяснить, каковы показатели Пензенского региона.

Выяснилось следующее: практически по всем показателям мы находимся на последней строчке. На вторую — мы взобрались по конкурентоспособности регионального пространства, воспроизводственному и конкурентному потенциалу бизнеса и конкурентоспособности населения (востребованность, не смотря ни на что, выпускников пензенских вузов и значительная миграция трудоспособного населения).

Исходя из концепции нашего исследования, мы считаем, что к таковым можно отнести два концептуальных направления: наращивание воспроизводственного потенциала региона и повышение его конкурентоспособности. Приоритетность направления развития по Ахунову может быть определена на основании следующей матрицы.


Конкурентоспособность региона: а) бизнеса; б) населения; в) государства; г) пространства; д) интегральное

 Согласно схеме 1 наш регион относится явно к А3В4 — то есть, по Ахунову, к 4 типу стратегии, предусматривающему наращивания воспроизводственного потенциала в сочетании с повышением конкурентоспособности для регионов, где оба направления нуждаются в развитии.

Что это конкретно (избрано по Ахунову)? В рамках первого направления — обеспечение расширенного воспроизводства инвестиций (заметим, воспроизводства, а не привлечения их форумами, баннерами с телефонами мэров и разработкой «брендов» — необходим совершенно иной подход, о котором, кстати, мы планируем поговорить в рамках обзора научных статей журнала, в скором времени). Повышение уровня экономической активности населения. Развитие природно-ресурсного комплекса. Формирование инновационной среды (использование территории отгроханного за федеральные вливания технопарка под МРЭО ГИБДД сюда не входит).

Разработка системы мер по повышению доходов регионального бюджета (об этом целые исследования уже написаны, но речь ведут о «выводе из тени малого бизнеса» в условиях оттока трудоспособного населения из региона). Улучшение условий для всех хозяйствующих субъектов и поддержка малого и среднего предпринимательства. Для повышения потенциала населения — активная жилищная политика (отсутствует, программы для молодой семьи таковыми считать нельзя).

Для реализации второго направления. Опять же, в том числе. Ключевыми могут стать меры по формированию благоприятной экологической среды (лидерство в регионе по пульмонологическим и онкологическим заболеваниям). В части населения - система мер по формированию эффективного рынка труда, сохранению человеческого капитала в регионе, повышению доходов населения. Тут, как говорится, без комментариев.

Если же верить планам нашего правительства, то у нас реализуется, по Ахунову, стратегия поддерживающего развития — для обладающих высокими значениями воспроизводственного потенциала и конкурентоспособности.

Это значит, что у нас сохраняется главная проблема — необъективной оценки текущего состояния экономического и социального состояния губернии. Очень плохо, когда ты, зная, где находишься, идешь не туда. Ну, если ты пытаешься попасть, куда надо, не зная, откуда ты направляешься — результат будет не лучше.
Солнце — на запад, Ашхабад — там!

Похожие статьи