Исторический шанс Вадима Супикова. Часть 2
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Центральный рынок остается по-прежнему заповедным объектом. Он один не поддается переменам в стремительно меняющемся мире. Но раз уж так сложилось, то мы предлагаем читателям разобраться, что же в нем такого важного и ценного для города и области.


Скорее мешает или скорее не мешает?

Итак, как мы выяснили, Центральный рынок не эффективен ни как социально значимый объект, ни как источник прибыли. Чем же оправдывает он свое существование в глазах власти? Федеральный и региональный правовой корпус предлагают ряд формальных поводов. Таковым может служить, например, выполнение требований Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулированияторговой деятельности в РФ», предписывающего регионам обеспечить «достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» (см. п.1. ст.19).

Еще есть всякие подспудные обязанности, вроде «организации сезонных ярмарок в целях удовлетворения покупательского спроса и стимуляции торговой деятельности». И хотя очевидно, что подобные вопросы способны решать гораздо менее масштабные структуры, упразднить рынок никто не решается. Потому что рынок просто так не упразднишь.

Вот всего лишь половинка одного крошечного пункта 1 статьи 4 из немаленькогоФедерального закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении измененийв ТК РФ»:

«Рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа». 

Только вчитайтесь:

1)      Архитектурными [нормами и правилами]

2)      Градостроительными [нормами и правилами]

3)      Строительными нормами и правилами

4)      Проектами планировки и благоустройства (и бог их знает, один это проект или два разных) территории субъекта РФ

5)      Проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования

6)      С учетом потребностей субъекта РФ

Все вышеперечисленное — отличный повод оставить всё как есть. То есть вроде бы рынок и мешает, а с другой стороны, затеешь реформы, и ещё больше возни будет. Но есть такая поговорка: глаза боятся, а руки делают. Стоит только определенным лицам принять волевое решение, и сотни государственных и муниципальных служащих примутся за работу и приведут каждую мелочь в соответствие всем нормам и правилам.

И если кому-то и надлежит оное решение принять и выступить с инициативой перемен, то все мы понимаем, что такой фигурой должен стать многолетний руководитель рынка генеральный директор АО «ПОАКП» Вадим Супиков. Но нужно ли это самому Вадиму Николаевичу? Нам кажется, что нужно.

О главном

Вадим Супиков — определенно, один из самых влиятельных людей области. Авторитетом пользуется и у бабушек возле подъездов (по своей бабушке знаю), и в высших кругах города и региона. Руководит Центральным рынком с 1992 года — уж четверть века.

В демократических странах есть такая поговорка: «Свой первый срок президент работает на второй срок, а второй срок — на историю». В наших реалиях свой срок угадать сложно, но оттого и больше честь тем, кто решается поработать-таки на историю.

Масштабы деятельности Вадима Николаевича давно переросли границы рынка. Сегодня он депутат, член фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании области. Вверенный ему объект переживает не лучшие времена. Да, крытый рынок по-прежнему востребован,свежее мясо, фрукты, овощи, цветы пензенцы по-прежнему предпочитают покупать там. А вот вещевой рынок заметно поутратил популярности за прошедшие годы.

Помнит автор, как мерил спортивные костюмы на 25-градусном морозе — давно это было. В будущее есть два пути: дожимать соки из того что имеется либо менять концепцию.

Благо, успешные примеры есть. Вот, неподалеку расположился «Муравейник». Совсем недавно тот же рынок, только в профиль, но сегодня у торгового центра новый приоритет — он превращается в логистический центр служб Интернет-доставки.

Или уже упоминавшиеся нами «Красные холмы». Не там ли теперь закупаются бывшие клиенты вещевого рынка? Рано или поздно качественно отделанные, удобные, современные помещения предложат свои площади и для продавцов мяса и фруктов. И что тогда станет с крытым рынком?

Переосмыслить философию рыночной площади — затея трудная и затратная в краткосрочной перспективе. Но это совсем не равнозначно нерентабельности. А вариантов использования территории сегодняшнего рынка десятки. Какой интерес, казалось бы, «Агропромышленной корпорации» от проезжей части от Бакунинского моста до Драмтеатра? Но протяни рядом с дорогой просторный современный променад — и поток потенциальных покупателей развеет все сомнения. А места на площади хватит и для новых торговых павильонов, и для культурных объектов, и для платных парковок, и для зеленой зоны.

Настала пора поверить, что давно назревшее переустройство есть не уход со своих позиций, а возможность сохранить компанию на рынке в долгосрочной перспективе. Но главное не это.

Уроки истории

Рассказывают, что когда в начале XX века в Пензе выбирали место для здания областного театра, городские руководители отвели под него не самое привлекательное место за мясным пассажем. Мол, богема, что с них взять, все равно все вокруг загадят. Но история расставила все по местам. От мясного пассажа осталось одно название, а театр стал украшением главной пензенской улицы.

В руках Вадима Супикова сегодня уникальный исторический карт-бланш. Вдохнуть новую жизнь в крупное, но устаревшее городское предприятие, это лишь одна сторона медали. Остаться в истории города и области тем, кто преобразил их лицо, в одном ряду с такими фигурами как Георг Мясников, Роман Попрядухин — вот что стоит на кону. 

Как распорядится ли Вадим Николаевич этим шансом? Перевесят ли в его глазах сегодняшние спокойствие и благосостояние или завтрашние уважение и благодарность земляков? Надеемся, что второе.

Похожие статьи