Франшиза — еще один инструмент развития бизнеса
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
28 ноября при поддержке Центра поддержки предпринимательства в Пензе прошло мероприятие, посвященное такому инструменту развития бизнеса, как франчайзинг.



Мероприятие состоялось в бизнес-инкубаторе Татлин и являлось абсолютно бесплатным и включало в себя тренинги от трех известных московских специалистов по коммерческой концессии (один из которых выступал в режиме онлайн прямо из Москвы).

В ходе круглого стола участники узнали основные положения и правовые аспекты работы с франшизой.
Собравшиеся получили информацию по вопросам необходимости работы с франшизой, особенностей, на которые нужно обратить внимание при выборе франшизы и актуальным предложениям в данной области, плюсах и минусах франшизы, особенностей франчайзинга по отраслям: питание, мебель, недвижимость, туризм, одежда, обувь, аксессуары, др. и рассмотрели успешные примеры франчайзинга.

Получать или продавать


Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовала с двумя из выступавших на конференции лекторов.
Юлия Алексеева — автор программы развития интеллекта детей в раннем возрасте «ЯСАМ», автор и эксперт по раннему развитию журнала «Мой ребенок» (ИД «Бурда»), член Конфедерации деловых женщин.

— Я являюсь основателем франчайзинговой сети «ЯСАМ», которая имеет свои филиалы по всей России. Мы издаем свои учебники, мебель. Также я работаю с издательским домом «Бурда», являюсь одобренным автором в журнале «Мой ребенок».

Наша задача — для молодых предпринимателей осветить в достаточно сжатые сроки все темы, которые связаны с франчайзингом: от основных понятий и юридических аспектов до вопросов выбора франшизы, вопросов принятия решений о необходимости работы с этим инструментом. Все виды франшиз, плюсы и минусы их использования, нужна ли предпринимателю франшиза, исходя из его типа личности.

После нашей сегодняшней встречи у участников должен сформироваться как бы взгляд сверху на франчайзинг, как на инструмент развития бизнеса. Если слушатели и не смогут после нашей встречи разобраться в малейших нюансах франчайзинга, то иметь системное представление о таком инструменте они уже могут.



— А сами вы и франчизер, и франчайзи, то есть выступаете и со стороны франшизодателя и со стороны франшизополучателя. Какие отличия у этих двух сторон договора франчайзинга, можете в двух словах описать?

— Это разные стадии развития человека как личности и как профессионала, как эксперта. Стадия франчайзи сродни стадии сотрудника, рабочего. Здесь характерна меньшая степень ответственности, но больший объем работы как таковой. Нормы диктует франшизодатель в своем договоре, но он же и несет ответственность за все происходящее с франшизой. Здесь во главе угла стоит строгое соблюдение норм договора в части невыполнения требований стратегического блока положений договора.

Несоблюдение этих норм может привести к неполучению того результата, на который рассчитывает партнер. Во взаимоотношениях между сторонами договора используется и метод кнута, и метод пряника, в чем-то можно сторонам согласиться между собой или пойти на уступки друг другу.

В этом и состоит партнерство. Это серьезная работа.

Ну начинать нужно, конечно же, с роли франчайзи. Секрет успеха многих предпринимателей в том, что они сначала покупают франшизу, возможно даже международную. Таким образом, они приобретают опыт, возможно, они даже становятся лучшими франчайзи. Затем они открывают свою франчайзинговую сеть и становятся франчайзерами.
После того, как вы справились с франшизой, возможно даже и неоднократно, вы представляете себе, что такое сетевой бизнес (но мы не имеем в виду, что вы открыли 2-3 точки, а 15-20, чтобы понимать, как управляется сеть).

Ваши точки могут быть в разных районах города (если вы живете в мегаполисе), или в разных городах (если ваше место жительства — небольшой город). Но открывать свою франчайзинговую сеть с наскоку не получится.

— Какой, по вашему мнению, должен быть набор компетенций у франчайзера?

— Если мы говорим о франчайзере, том, кто продает франшизы, то этот человек должен быть полностью состоявшимся предпринимателем, тем, кто умеет зарабатывать деньги. Никакие фундаментальные знания не спасут тебя, если ты не успешный предприниматель. У тебя должна быть своя бизнес-модель и на ней нужно уметь заработать денег. Конечно же, собственник франшизы должен разбираться в юриспруденции, экономике, управлении. Но они могут быть сформированы в процессе вступления во франчайзинг.

Даешь франшизу в малые города!


Олег Синюшкин руководитель Департамента инвестиционного маркетинга франчайзинга в РФ при Московской Торгово-промышленной палате, эксперт в области стратегического планирования и вывода новых компаний на рынок.

— В ходе тренинга мы говорим по поводу норм права, связанных с франчайзингом. Потому что, если говорить про данный рынок, то около 25% франшиз, представленных в нашей стране сейчас, это твердые, качественные франшизы, с которыми можно работать, и порядка 75% — это мусор. То есть, они выглядят красиво, и все хорошо, и, благодаря юридическим лазейкам, формат представленности на рынке франчайзинга носит характер «челночного предпринимательства».

Хоть франчайзинг, как инструмент существует уже давно, мы мало что о нем знаем. Как раз этим и пользуется большинство предпринимателей, потому что на рынке очень много псевдофраншиз. Наша задача — разобраться с этими вопросами, а также сравнить франшизы со стартапами, выявить их плюсы и минусы.

Сейчас начался предпринимательский бум, но, если говорить про статистику, то люди, которые запустились по франшизе, через 5 лет остаются еще на рынке, а из стартапов на рынке остается всего 15% от начатых проектов. Практически, все стартапы не только проживают лишь от года до трех, но и не переходят на следующий уровень бизнеса.

И это , несмотря на то, что у нас вроде бы и правительство помогает, и куча разных информационных проектов, но проблема в том, что люди не хотят совершенно ничему учиться. Франчайзинг ставит тебя в такие рамки, что у тебя создаются очень жесткие условия осуществления деятельности. Франшизу не продадут кому попало, она должна вам подойти по вашим компетенциям и внутренним убеждениям. Франшизер буквально нянчится с франчайзи до того момента, пока тот не станет крепким предпринимателем. Он оберегает от ошибок и осуществляет жесткий контроль, буквально с армейской формой подчинения. Если все идет в рамках договора, то отношения продолжаются. Если же условия франчайзинга постоянно нарушаются, то такие отношения необходимо прерывать.



— Что можете сказать навскидку о пензенском рынке франчайзинга?

— Если брать в целом рынок франчайзинга малых городов, то его плюсы в следующем. Здесь успехом пользуются франшизы стоимостью не более полутора миллионов. Но, благодаря тому, что привозятся ноу-хау, которые везут с Европы, с точки зрения маркетинга, с точки зрения сервиса для клиентов создается возможность уйти от этого советского подхода, когда вроде бы клиент и прав, но, при этом к клиенту относятся, как к последнему человеку на планете.
Франчайзинг же заставляет делать упор на сервис, обязательным условием договора является выполнение регламентов по качественной работе. Если это условие выполняется, то для регионов это большой плюс.

Это заставляет остальных участников рынка равняться на лучших и подтягивать уровень своих услуг до необходимого, что, в конечном итоге, сказывается на улучшении качества услуг для клиентов. Рынок становится более экологически чистым, приятным, без грязных трюков. Если говорить про малые города, то перспективы здесь очень большие. К примеру, в Туле один предприниматель запустил франшизу сервисных центров. Он не сделал ничего фантастического, но установил вменяемые цены, нашел поставщика, работающего с материалами, которые ему были необходимы, создал технологию обучения своих мастеров.

При этом, цена ремонта техники стала на 30% ниже, чем у конкурентов, запчасти были всегда в доступе. Цена франшизы была 250-300 тысяч рублей, окупаемость около 4 месяцев, а площадь, необходимая для осуществления деятельности, равна 5 кв.м. Отлично заходят сервисные услуги барбершопов. 10 лет назад, когда эти услуги только начинались, в регионах не понимали, зачем они нужны. А сейчас все хотят выглядеть модно, красиво и современно. Эти услуги востребованы.

В городах-миллионниках стоимость раскрутки нового бренда очень высока, в регионах же она минимальна. Здесь совсем другие условия игры на рынке. Достаточно выбрать правильную франшизу и следовать правилам. Неважно, сколько в городе денег. Некоторые ниши полностью заняты. Есть франшизы, которых у вас нет, и они реально востребованы, остается только начать работать.

Вот так, с помощью Центра поддержки предпринимательства Пензенской области наши бизнесмены смогли познакомиться еще с одним инструментом ведения бизнеса — франчайзингом.
Источник фото: Фото А.Рыскина

Похожие статьи