Что нужно промышленности, или зачем в Пензу приезжал депутат Фирюлин?
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Депутат Государственной Думы РФ Иван Фирюлин встретился с руководителями ведущих промышленных предприятий и строительных организаций Пензенской области. Цель встречи — собрать с мест пожелания по оздоровлению и поддержке отраслей и донести их до нижней палаты парламента.



Господдержка с перекосом


Не секрет, что промышленность и строительство в последние годы в России несколько «просели». В лучшем случае, идет унылое топтание на месте, в худшем — по отдельным направлениям — наблюдается спад.

По мнению ряда экспертов, это связано, в том числе, с неравномерностью распределения средств государственной поддержки. В кризис от нее очень многое зависит. Понятно, что в приоритете у бюджета социальный сектор. Расходы в этом направлении уменьшать нельзя. Мы его и не трогаем. Однако когда против нашей страны ввели экономические санкции, и на всех уровнях заговорили о первоочередной задаче импортозамещения, которое, по идее, должно спасти российскую экономику, большую часть возможных средств государство направило на поддержку и развитие агропромышленного комплекса.

Согласитесь, 1,6 трлн. рублей (именно столько, со слов Ивана Фирюлина, направлено на поддержку АПК) — сумма солидная. И сельское хозяйство в последние годы действительно показывает превосходный результат.

Безусловно, это хорошо, и можно только радоваться за наших аграриев. Но обратим внимание на другую цифру. На поддержку промышленности всей страны в 2016 году из бюджета РФ выделено 20 млрд. рублей. Ощутимая разница, не правда ли? В несколько десятков раз (!) меньше, чем сельскому хозяйству. А ведь именно промышленность дает в бюджет основные налоги. Это она, а не АПК, та самая «дойная корова». И она же создает большую часть рабочих мест.

— Несмотря на то, что я сам аграрий, и радовался за коллег, в то же время прекрасно осознавал, что про промышленность мы почти забыли, — сказал Иван Фирюлин. — Дайте мне движение снизу, подскажите, в каком русле вести работу, я буду ходить по комитетам, продвигать ваши предложения во фракции. Как ни крути, реальную и мощную поддержку промышленности и строительству можно оказать лишь на федеральном уровне. Регионы тут бессильны.



О сговоре и корейском шильдике


От всех промышленников региона слово держал председатель совета приборостроительного кластера «Безопасность», президент ассоциации промышленников Пензенской области, генеральный директор ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» Олег Шаповал.

— Мы находимся в усталом, даже удручающем состоянии, — сказал он. — Вся эта риторика вокруг импортозамещения и снижения заказов со стороны военно-промышленного комплекса напоминает мне конверсию 90-х годов. Складывается такое ощущение, что нам вскоре опять предстоит перейти на производство кастрюль и сковородок. Мы это проходили. И знаем не один десяток предприятий, которые эта конверсия похоронила. Сегодня импортозамещение в промышленности остается лишь словом. Но кроме слов нужны реальные действия Правительства.

Обозначу несколько проблемных точек. Есть общее мнение, что где-то наверху происходит сговор. В какой-то момент все движение денег в стране останавливается. Средства где-то до поры, до времени аккумулируются. Все отрасли сидят без заказов. Потом, в определенный момент, кто-то неведомый словно дает отмашку, и открываются потоки: резко идут деньги на оплату госконтрактов, по федеральным целевым программам и т.д. Что в этот момент делает промышленность? Конечно же, вкладывает средства в оборот: закупает материалы, металл, топливо… И цена на все поднимается до пиковых величин.

Я анализировал ситуацию. Можно смотреть цемент, металл, бензин. Что угодно можно анализировать. Но: наибольшие закупки происходят в момент максимальной цены на рынке. Вы думаете, это мы или наши финансисты идиоты, чтобы так дорого покупать? Просто в другое время у нас нет денег. Игра идет в одни ворота. В ворота тех, кто придерживает деньги. Разве это не сговор?

Потом, нам все время твердят о поддержке отечественного производителя. А кто он такой? Давайте разберемся, и будем разделять понятия. Необходимо на законодательном уровне ввести такой термин и четко обозначить его характеристики. У нас один с нуля полным производственным циклом собирает станок и называет себя отечественным производителем, а другой покупает станок в Корее или Китае, перелицовывает корейский шильдик на русский, и тоже называет себя отечественным производителем.

При оказании господдержки и того, и другого ставят в один ряд. Разве это правильно? Считаю, следует на государственном уровне аттестовать предприятия на звание «отечественный производитель», чтобы определить, кому в первую очередь надо оказывать поддержку.

У работодателя отобрали кнут


— Сейчас в Думе обсуждается закон, запрещающий увольнение сотрудников, имеющих ипотечные обязательства, — продолжил Олег Шаповал. — У нас и так огромное количество неявных неналоговых платежей, которые растут с каждым годом. Бесконечные аудиты, аттестации, проверки систем безопасности и т.д. Теперь вы хотите повесить на нас всех работников, которые взяли ипотеку? То есть, если работник никудышный, я все равно должен держать его 25 лет на производстве и платить ему зарплату только по той причине, что банк одобрил ему ипотеку? Причем здесь работодатель? Причем здесь промышленность? Как можно вести разговор о конкурентоспособности? На предприятии, кроме пряника, должен быть кнут. Сегодня кнут у работодателя отобрали.

Да, банкиры будут счастливы. Это опять игра в их ворота. Но даже строители меня поддержат: для того, чтобы запустить ипотечные программы, есть гораздо более спокойные и ровные способы, кроме того, чтобы ставить «домиком» работодателя, запрещая ему увольнение работника с ипотекой. Это все та же неявная неналоговая нагрузка, которая ляжет на плечи руководителей промышленных предприятий.

Также хочу сказать пару слов об образовании. У нас почти 100 процентов выпускников школ попадает в вузы. Это не те умненькие ребятки, которых в природе рождается 10-15 процентов, а все подряд. Есть деньги — человек учится. Это не образование, а бизнес. Этот вопрос обязано решить Правительство. Пыл высшей школы должен быть умерен. Была прекрасная система с техникумами, средними специальными учебными заведениями, где готовили специалистов для производства. Сейчас из вузов мы не получаем инженера. Нам дают бакалавра, с которым мы не знаем, что делать.

И о кредитах для бизнеса. Наши банковские ставки никак не вяжутся с программой импортозамещения. Набрав кредитов под такие проценты, мы не сможем произвести продукцию, способную конкурировать с зарубежными образцами. Человек не пойдет в магазин покупать дорогой и плохой отечественный костюм вместо дешевого импортного.

Уверен, Правительство может принять решение и в этом направлении. Повторюсь: на наших кредитах, с нашей промышленной политикой, речи о конкуренции с иностранцами быть не может…

«Достучаться» до власти


В итоге Олег Леонидович говорил больше часа. Его никто не перебивал. Все только кивали головами, соглашаясь с каждым замечанием Шаповала. Все сошлись во мнении, что в России отсутствует четкая государственная промышленная политика.

Возможно, с помощью предложений с мест (депутаты Госдумы сейчас проводят встречи с промышленниками и в других регионах страны) удастся «достучаться» до власти, чтобы та предприняла конкретные шаги в этом направлении.

А присутствующий на встрече заместитель председателя Законодательного собрания Пензенской области Александр Еремкин предложил в ближайшее время провести «круглый стол» по проблемам промышленности, чтобы выработать конкретные инициативы, которые можно было бы решить на месте — на уровне региона.

Похожие статьи