Бизнес по-росприроднадзоровски: доходно, надёжно и, кажется, законно
.jpg)

В Российской Федерации существует достаточно разветвлённая система контрольно-надзорных органов, структура и полномочия которых периодически реформируются. Вот и в 2017 году нас ожидает очередная «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Однако, как показывает практика, эффективность работы остаётся достаточно низкой, а бюджетные затраты на содержание системы – высокими.
В опубликованных правительством сведениях о предстоящей реформе говорится, в основном, об изменении штата и перечня надзорных мероприятий. Нам же представляется, что система требует не количественных, а качественных перемен.
Как всё устроено сейчас?
Одна из главных проблем надзорной системы состоит в том, что входящие в неё госорганы на вполне законных основаниях оказывают платные услуги по подготовке организаций к проводимым этими же органами же проверкам. При этом те же услуги вправе оказывать и частные фирмы. На практике же административные рычаги давления вынуждают бизнес сотрудничать только с государственными исполнителями.
Ярким примером такого рода (в том числе, в нашем регионе) является природоохранная сфера, курируемая Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).
Законом на предприятия возложена обязанность по разработке проектной документации, регулирующей их влияние на экологию. Для выполнения проектных работ требуется проведение разного рода измерений и анализов. Это достаточно специфичная и узкопрофильная задача. Выполнять подобные работы, согласно закону «Об обеспечении единства измерений», могут только аккредитованные организации, в числе которых – Центры лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ). ЦЛАТИ являются бюджетными учреждениями, они находятся в ведомстве Росприроднадзора и призваны обеспечивать выполнение его надзорных функций. При этом они имеют право оказывать на коммерческой основе услуги по своему профилю юридическим и физическим лицам.
Стоит ли говорить, что здоровая конкуренция в таких условиях становится практически невозможной. Если предприниматель обратится в ЦЛАТИ, то проблем с Росприроднадзором у него не будет. Если же решит выбрать независимую конкурирующую фирму – согласование проектной документации рискует затянуться на многие месяцы, а ближайшая проверка может выявить массу нарушений.
Более того, известны случаи (в том числе, в Пензе), когда проект природоохранной документации согласуется не государственным служащим из штата Росприроднадзора, а сотрудником самого ЦЛАТИ – но от имени указанной федеральной службы.
Выбор клиента очевиден.
Каковы последствия?
Последствия печальны.
Во-первых, рынок данных услуг становится непривлекательным для бизнеса и превращается в монополию. Ситуация осложняется тем, что получение соответствующей аккредитации сегодня – удовольствие не из дешёвых, да и времени занимает немало. Результат налицо: в рамках услуги проведения анализа количества загрязняющих веществ в промышленных выбросах в Пензенской области действует только одна организация. Несложно догадаться, что ей является Филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по Приволжскому федеральному округу" в Пензенской области. Единственным их конкурентом, оказывающим аналогичные услуги в пензенском регионе и занимающим крайне незначительный сегмент рынка, является ульяновская компания «Анхим».
Во-вторых, падает эффективность собственно контрольной и надзорной работы. Вместо того, чтобы штрафовать за незаконно организованные свалки, сверхнормативные сбросы в водоёмы, Росприроднадзор, в основном, ищет ошибки в документах или выявляет их отсутствие. Убедиться в этом можно, взглянув на отчёты о прошедших проверках на ведомственном сайте. Впрочем, достаточно посмотреть, уменьшилось ли число мусорных куч вдоль берегов Суры, чтобы понять, как у нас работает охрана окружающей среды.
В-третьих, выполнение договорных работ контрольно-надзорными организациями является питательной средой для подлогов и коррупции, и многими предпринимателями воспринимается как возможность узаконенной взятки.
В-четвёртых, бизнес лишается возможности защитить себя в правоохранительных органах или суде, которые не в силах принять адекватное решения без экспертного заключения. А в качестве экспертов привлекаются всё те же государственные лаборатории. На чьей стороне будет их мнение – очевидно.
В-пятых, неизбежным результатом отсутствия конкуренции является снижение качество самих измерительных и аналитических работ.
Почему так происходит?
Такое положение вещей – итог наличия очевидных пробелов в законодательстве. Попытки государства ограничить «коммерческую» деятельность своих органов выглядят смешными. Например, закон запрещает госорганам и их представителям иметь договорные отношения с предприятиями только на момент проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Срок проведения таких мероприятий составляет в среднем около одного месяца. В итоге на практике ЦЛАТИ совершенно свободно заключает с организациями договоры даже на долгосрочной (год и более) основе. Когда приходит срок очередной проверки, действие договора просто временно приостанавливается дополнительным соглашением. Иными словами, ограничение не работает. Законодательная норма бессмысленна.
Сращивание надзорной и коммерческой деятельности – бич не только природоохранной сферы. Возможно, именно в этой плоскости следует искать корень таких общенациональных проблем, как, допинговые скандалы с российскими спортсменами-олимпийцами.
Судя по всему, текущее положение вещей выпадает из поля зрения и государственных руководителей. Поэтому ждать выдающихся результатов от грядущей реформы не стоит. К тому же, открытым остаётся вопрос, является ли эта ситуация следствием попустительского отношения властей, их некомпетентности в организации работы органов исполнительной власти или результатом сознательного поддержания сложившегося положения вещей в силу неких корыстных интересов.
Источник фото http://chelindustry.ru