Жизнь как парк аттракционов. Фильм Вуди Аллена «Колесо чудес»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Кто бы что ни говорил о подозрительной плодовитости пожилого американского режиссера-интеллектуала, Вуди Аллен просто продолжает хорошо делать свою работу. И то, что практически каждый год выходит очередной его фильм, просто замечательно. Такое впечатление, что это даже может быть некоей остроумной концепцией по сведению с ума историков и исследователей кино: оставить такое обширное наследство, пусть себе разбирают и растолковывают.

1.jpg

Пока же у мистера Аллена в голове достаточно историй, которые он стремится зафиксировать на пленке («Колесо чудес» — его 48-я картина), и к услугам режиссера всегда масса отличных актеров всех поколений, готовых с ним работать даже несмотря на недавнюю волну секс-скандалов, которая не обошла стороной и его.

Вообще, быть поклонником творчества Аллена быть выгодно с психологической точки зрения, это вам не Дэвид Линч или Джордж Лукас, чьих режиссерских работ фанатам приходится с некоторых пор ждать годами, а то и десятилетиями.

Даже сейчас, когда «Колесо чудес» идет в прокате, режиссер уже заканчивает следующую картину, так что производительность у Аллена на высоте. И несмотря на такие темпы, качество не страдает: ретро-драма о головокружительных поворотах судьбы бывшей актрисы, а ныне официантки Джинни ( Кейт Уинслет) получилась очень сильной.

Действие разворачивается в начале 50-х годов прошлого века на побережье Кони-Айленда, Нью-Йорк — месте, где можно весело провести время, если ты — отдыхающий. Многолюдный пляж, огромное количество аттракционов для всей семьи, масса ресторанчиков и забегаловок — пестрая и шумная жизнь может помочь снять стресс в свободное время. А если ты работаешь в сфере обслуживания, то бесконечный треск выстрелов в тирах, повторяющиеся мелодии на каруселях, несмолкающий шум и детские крики могут сводить с ума.

Джинни, ее муж Хампти (Джеймс Белуши), обслуживающий карусель, и сын от первого брака Ричи живут в странной постройке среди аттракционов, которая не может стать крепостью и местом, где можно перевести дух после тяжелого рабочего дня. Их дом выглядит обреченно, в огромных панорамных окнах 24 часа в сутки крутится одно и то же кино: осточертевшее колесо, качели, американские горки, фейерверки, а несмолкающий шум проникает во все щели.

kinopoisk.ru-Wonder-Wheel-3043129-2.jpg

Однажды в забегаловку, где работает Джинни, заявляется молодая привлекательная блондинка с печатью беды на лице и небольшим чемоданам в руках. Это Кэролайн (Джуно Темпл) — дочь Хампти, которую он в свое время проклял за то, что девушка вышла замуж за мафиози, и не видел много лет. Родительские пророчества Хампти сбылись: жизнь с гангстером перестала быть раем и в одночасье превратилась в ад. Запутавшись, Кэролайн обратилась в полицию, чем только усугубила свое положение, и теперь жизнь ее подвержена величайшей опасности.

Она рискнула искать убежища у отца, и тот (естественно после гневных тирад и бурных сцен) разрешил ей остаться в семье. Вот и еще один повод для непрекращающихся мигреней Джинни: мало сумасшедшего ритма работы, постоянного шума и проблем с сыном-пироманом, который постоянно прогуливает школу и поджигает все подряд —теперь еще и Кэролайн, свет в окошке для вспыльчивого, взрывного, но в сущности доброго Хампти (к слову — завязавшего алкоголика). Насколько обидно, что желая лучшей доли для своей дочери, муж делает все, чтобы она не застревала в официантках, дает ей добытых тяжелым трудом денег на вечернюю школу, постоянно защищает и подчеркивает, что девочка заслуживает большего.

Разве Джинни, которая в свои 39 все еще красива, просто слишком измотана, Джинни, у которой в заветном чемодане хранятся сценические костюмы и памятные вещи из актерского прошлого, создана для такой жизни? Кто же заметит, что ей тоже хочется счастья, любви и признания?

А нашелся такой парень! Молодой красавчик Микки (Джастин Тимберлейк), прошедший войну, а теперь учащийся на драматурга и подрабатывающий спасателем на пляже — большой романтик. Драматичный образ красивой женщины с обреченностью во взгляде, прогуливающейся по пляжу в непогоду, сразил поэтичного Микки наповал. Такая фактура для романа — и в смысле взаимоотношений, и с прицелом на литературу!

Колесо судьбы Джинни со скрипом начало подниматься вверх, она полна надежд на это движение. В ее жизни уже случались потери, и пучина отчаяния однажды чуть не поглотила героиню (после ухода бывшего мужа она не могла ни играть в театре, ни работать, ни думать о сыне). Именно Хампти не дал ей пропасть: они встретились, достигнув дна, и вместе им удалось оттолкнуться от него и, по крайней мере, попробовать начать жизнь сначала. Но теперь-то, видимо, все пойдет иначе. Не за горами тот день, когда Джинни не надо будет играть опостылевшую роль официантки, она ждет своих лучших ролей.

Многие сравнивают героиню Кейт Уинслет с культовыми женскими литературными персонажами великих американских драматургов и их кино-воплощениями. Да, яркие, избыточные, насыщенные цвета визуальной составляющей «Колеса чудес», конечно, являются прямой отсылкой к фильмам 50-х. Все оттенки закатного солнца в волосах рыжей Джинни, издевательски-рыжий Ричи — ходячее воплощение гнева и озорства, яркая и многообещающая, как утреннее светило Кэролайн — все это на фоне броско размалеванных вывесок и пляжных зонтов может привести к тепловому удару, практически никому из героев совершенно невозможно размышлять на холодную голову в таких условиях.

У нас, зрителей, есть преимущество: мы все-таки можем это делать в комфортных залах кинотеатров. Сожаления о том, что каждый из нас мог бы иметь, но не имеет, можно упаковать в любую эстетику, суть не меняется и проблема вечна. В данном случае спасибо Вуди Аллену за то, что он со своей командой (особенно хочется отметить оператора Витторио Стораро, тоже весьма пожилого человека) так мастерски восстанавливает атмосферу прошлого, давая возможность нам взглянуть на ушедшую эпоху. Он все это видел, чувствовал, кому, как не ему — настоящему свидетелю рассказывать об этом, организовать нам своеобразную экскурсию по этому району Нью-Йорка, ведь город так или иначе в его фильмах — один из главных героев.

kinopoisk.ru-Wonder-Wheel-3043126.jpg

В декорациях уже пережившего свое лучшее время парка развлечений, где множество механизмов пугают возможностью выхода из строя, где постоянно нужно что-то смазывать, чинить и подкрашивать особенно остро воспринимается история взаимовыручки, страсти и предательства.

Однако Аллен говорит о столь драматичных вещах по-прежнему со свойственной ему иронией, разреветься на этом фильме не получится — и не надейтесь. Во-первых рассказчиком истории выбран Микки, ему так не терпится стать великим автором, что некая наигранность и преувеличение во всем — неизбежный побочный эффект. И, конечно, не забываем, что Джинни — бывшая актриса, а возможно что в этой профессии «бывших» тоже просто нет.

Кстати, об актрисах. Игра Кейт Уинслет, пожалуй, является одним из самых ярких впечатлений от фильма. Очень точное попадание в типаж и в то же время понимание того, что над ролью велась огромная работа, ибо Джинни ни в коем случае — не сама Кейт, которая всегда подчеркивала, что не является «актрисой метода». Тимберлейк тоже хорош, особенно учитывая, что по сути ему выпало не только изобразить не только некую экзальтированность персонажа, но уже (не может быть!) и молодость (Джастину, между прочим, 37).

Театральность всех и всего подчеркивается Вуди Алленом в «Колесе чудес», что позволяет взглянуть на человеческие драмы именно в этом ключе: подумать, проанализировать, посочувствовать, но быть готовым к тому, что жизнь подготовила для тебя уже новую роль или новый аттракцион.



Источник фото: kinopoisk.ru

Похожие статьи