ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Самое, наверное, удивительное, что достаточно тяжелые темы раскулачивания в 30-е годы прошлого столетия, судьбы вынужденных переселенцев, затронутые в этом романе, вызвали большой интерес у читателей. Кого из знакомых, прочитавших «Зулейху...» не спросишь о книге — у всех однозначное мнение, которое чаще всего вызывает литература более легкая и увлекательная: «начинаешь читать — не оторвешься». И это действительно так.

7.jpg

Писательские судьбы очень разные. Бывает, что главная книга появляется в библиографии автора после многих лет литературного труда, но бывает и как в случае с Гузель Яхиной: дебютный роман становится сенсацией, его благосклонно принимают и маститые критики и широкая читательская публика.

Книга «Зулейха открывает глаза» стала одной из самых ярких новинок Года литературы, завоевала премии «Большая книга» и «Ясная поляна», вошла в шорт-лист « Русского букера».

Но самое, наверное, удивительное, что достаточно тяжелые темы раскулачивания в 30-е годы прошлого столетия, судьбы вынужденных переселенцев, затронутые в этом романе, вызвали большой интерес у читателей. Кого из знакомых, прочитавших «Зулейху...» не спросишь о книге — у всех однозначное мнение, которое чаще всего вызывает литература более легкая и увлекательная: «начинаешь читать — не оторвешься». И это действительно так.

В начале романа читатель наблюдает повседневную жизнь обычной татарской крестьянки Зулейхи, наполненную бесконечными трудами и заботами. Воспитанная в традициях своего народа, Зулейха и думать не может о том, чтобы перечить мужу и его грозной матери, хотя порой нутром чувствует, что обходятся с ней несправедливо.

Стараясь быть благодарной за то, что имеет, тем не менее, в своей душе и в своих мыслях она оставляет за собой некую личную территорию, куда уж точно никто не проникнет. На этой территории она продолжает держать мысленную связь со своими мертвыми детьми, вволю демонизирует свекровь и подвергает сомнению вечную правоту мужа. Но эти мысли не заводят ее слишком далеко, не позволяют страданию или отчаянию взять верх, ибо лучшим барьером на пути потока размышлений всегда оказывается тяжелый физический труд.

4.jpg

Очередное появление в деревне «красноордынцев» (так Зулейха про себя нарекла военных, которые время от времени «инспектируют» крестьян и непременно что-то забирают, отнимают и уносят) приносит большой стресс, но чем-то незнакомым не является. Если надо что-то спрятать, схоронить — есть проверенные места, определенный ритуал, последовательность действий, вот только Муртаза — муж Зулейхи разъярен пуще прежнего, настроен изничножить свое имущество, лишь бы оно не попало в руки властей. Подобный настрой и становится причиной трагедии: Муртаза идет на рожон и погибает от руки командира отряда Игнатова.

На сей раз все куда серьезнее и в общем масштабе. Не только Зулейху, но и многих ее односельчан с нехитрыми пожитками собираются увезти из родных мест в неизвестном направлении.

Невозможно объяснить, но книга совершенно меняется, как только в сюжете появляется изматывающая, тяжелая дорога, атмосфера общего вагона и пугающая неизвестность, а затем описание того, как переселенцы начинают обживать суровые и в то же время прекрасные места на побережье Ангары. Яхиной удалось очень точно передать неоднозначность всего происходящего и то, что любое изменение в жизни, каким бы ужасным оно не казалось на первых порах, не обязательно толкает человека к гибели, к пропасти, тут все зависит от характера самого человека.

Зулейха каждое утро открывала глаза в своей прошлой жизни лишь для того, чтобы видеть изо дня в день одно и то же. Ее жизнь была стабильной. Стабильно бесперспективной, проходившей в унижении, лишенной движения. Однако последующие трагические события позволили ее личности раскрыться, несбыточному — сбыться, никогда не испытываемому — быть прочувствованным. Не хочется употреблять в данном случае выражение про «освобожденную женщину Востока», ну, если только в контексте какого-то масштабного Востока в каждом из нас.

Сама Яхина признается в интервью, что получила немало душевных читательских откликов на роман от людей, в истории семей которых происходили похожие события. Однако, если даже в истории вашей семьи не было ничего подобного и тема раскулачивания и вынужденного переселения 30-х вам незнакома — отклик все равно гарантирован при условии того, что вы интересуетесь тем, какова жизнь вокруг в настоящее время. «Зулейха...» — это история преодоления и интеграции, принятия новых условий и правил игры, а современный мир устроен так, что сюжет внезапной долгой дороги и вынужденных изменений может настигнуть практически каждого. И если вдруг оно выпадет кому-то из нас, пусть же сила, мудрость, смелость, ум и сердце книжной героини Зулейхи Валиевой станут нам примером.

Источник фото: http://www.kazved.ru, http://vibesoflife.com/

Похожие статьи