ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: ЖИВЫЕ ЗОМБИ
Экология на планете неважная, новых вирусов — хоть отбавляй, да и наука на месте не стоит, вдруг какому-то ученому взбредет в голову новая, нелицензированная методика воскрешения людей, которую он попытается реализовывать в доморощенной лаборатории?
Что бы там ни было причиной, в романе американца Скотта Джея Брауна зомби — это данность. Откуда они появились уже не так важно, поведение в обычной жизни явно на это не влияет, разве надо было быть внимательнее и аккуратнее и просто-напросто не умирать, просто примите это: почти каждый двухсотый человек после смерти вдруг встает из гроба и продолжает существовать.
Зомби уже составляют достаточно большую социальную группу, с которой надо что-то делать. Статус их не определен: гражданами страны они уже не являются, на работу их не берут, каких-то специальных резерваций для их проживания власти строить не собираются. Некоторые зомби остаются в собственных семьях, правда, чаще всего родственники не особо афишируют их местропребывание.
Других при нарушении комендантского часа (а как же без него, зомби нельзя гулять среди живых, ездить на общественном транспорте, ходить в супермаркеты, обретаться можно только вечером, не позднее 00:00 в ненаселенных районах да на кладбищах) арестовывают и везут на передержку в приюты для бездомных животных. И уж если после нескольких дней пребывания на, между прочим, платной передержке нежить никто не забирает, то прямая дорога такому существу либо в манекены для краш-тестов, либо в исследовательские центры, где их будут разбирать на запчасти.
Да, они неприятно пахнут, разлагаются, их внутренние органы не работают, они не чувствуют боли, но, удивительно: они остаются мыслящими существами, могут общаться и продолжают испытывать эмоции! Для этих потерянных существ волонтеры придумали встречи «Анонимной нежити», только там, общаясь с себе подобными, они пытаются найти выход обуревающим их чувствам и делятся опытом сохранения себя от полного разложения — выясняют, в каком бальзаме для волос больше формальдегида и тому подобное.
Главный герой книги — Энди — погиб в результате автомобильной аварии. В катастрофе погибла и его любимая жена, но погибла безвозвратно, а вот Энди не повезло. Или повезло? Именно этим вопросом задается Энди на протяжении почти всего повествования. Родители не отказались от него, как от многих других в его положении, однако отец явно тяготится сыном-зомби, а мать хотя и проявляет заботу, все равно подходит к Энди предварительно ароматизировав помещение и касается его только надев резиновые перчатки. На всякий случай жить, то есть существовать, Энди родители отправляют в винный погреб.
Он много размышляет о том, как остановить дискриминацию себе подобных, пытается устраивать одиночные пикеты, сочиняет петиции, периодически так или иначе пытается бросить вызов обществу доказывая, что только карикатурные зомби из голливудских фильмов опасны для людей, а настоящая нежить заслуживает гуманного к себе отношения, но все его потуги заканчиваются одинаково — приезжает патрульная машина и отвозит его в приют. Что же изменит ситуацию?
Хочется сразу предупредить, что данная книга совершенно противопоказана людям слабонервным и чересчур брезгливым. Это не ужастик, а социальная сатира, но писатель даже консультировался с патологоанатомами по поводу подробностей, скажем так, необходимых для описания зомби и вообще всего, что связано со смертью и разложением. Однако, если в вашем зрительском активе есть фильмы Джорджа Ромеро и прочие подобные, вы выработали в себе определенную терпимость к нежити и тому что она творит на экране, а может быть вы и — вовсе фанат жанра, то, наверное, «Живые зомби» поначалу покажутся вам даже необычными, ибо Браун не сыпет подробностями ради подробностей, а методично, рутинно выстаивает картину зомби-мира. Про себя могу сказать, что сюжет заинтересовал настолько, что некоторые безусловно отвратительные моменты не останавливали, в принципе я надежно «привита» от проникновения выдуманной реальности в существующую и немало посмотрела-прочитала ужастиков, на мой взгляд гораздо страшнее актуальные ролики и сюжеты о живодерах и куражащихся подростках.
Читая «Живых зомби», можно дать волю фантазии и начать проводить параллели со многими явлениями сегодняшнего социума, так или иначе связанными с дискриминацией, презрением к любого рода меньшинствам, к неудобным, неугодным большинству социальным группам. Браун описывает те или иные события, и на ум поочередно приходят все — от наркоманов до инвалидов, от беженцев до религиозных фанатиков. Писателю удалось главное: он не навязывает вам никакой точки зрения, вы ее формулируете сами, однако ждите сюрпризов: при чтении книги она может изменяться. Как может измениться и абсолютно любой человек под влиянием обстоятельств, особенно угрожающих его существованию, до предела унижающих его личность (а иногда и просто не дающих подпитки собственному эго), ставящих под угрозу его близких, его семью.
Хочется отметить, что для Скотт Дж. Брауна книга «Живые зомби» стала первым романом, номинированным сразу после выхода в 2009 году на премию Брэма Стокера как лучший дебют. С тех пор Браун, на творчество которого по его собственному признанию оказали влияние Стивен Кинг, Чак Паланик, Кристофер Мур и Курт Воннегут. Опубликовал еще несколько успешных книг в жанрах социальной сатиры и чёрной комедии, некоторые из них уже ожидают экранизаций.
Источник фото: http://modanaknigi.tomas.kz/