ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: «ЖЕЛЕЗНАЯ ЖЕНЩИНА»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Берберовой хочется аплодировать за то, как изящно она вовлекает читателя в политику, в историю, в историю литературы.

11.jpgДо этой биографической книги я читала у Нины Берберовой истории из области беллетристики: может быть выдуманные, может частично подсмотренные. И, что можно сказать — женские образы писательница выводила с блеском.

В данном случае перед автором стояла совсем иная задача: попытаться донести до читателя правдивые и достоверные сведения об одной из самых таинственных женщин 20 века — Марии Закревской. Представители нескольких государств терялись в догадках, на чью разведку она работает, самые талантливые и яркие мужчины эпохи влюблялись в нее, но что, в сущности, из себя представляла эта женщина, так и осталось загадкой. Берберова с первых же строк готовит нас к тому, что ее героиня занималась сознательным мифотворчеством о собственной персоне, причем настолько успешно, что развенчать некоторые мифы просто не представляется возможным.

Как это ни странно, книга получилась отнюдь не женской. Лишь в самом начале повествования Берберова приводит некоторые факты биографии Муры, описывает ее внешность и некоторые повадки, из которых самой яркой была загадочная кошачья улыбка и умение держать задающего вопрос где-то между ответами. А далее личность Муры Закревской — Бендекндорф-Будберг превращается в зеркало, отражающее события эпохи и мужчин, которые ее любили. Вместо жизнеописания одного человека читатель получает полноценное историческое полотно. Пожалуй, иногда даже кажется, что про героиню автор просто-напросто забыла, увлекаясь и увлекая читателя описанием политической ситуации в России до и после революции, обзором европейской жизни начала 20 века, раскрытием личностей ключевых в судьбе Закревской мужчин (Брюса Локкарта, Максима Горького, Герберта Уэллса), но тем не менее это только на первый взгляд «железная женщина» не присутствует на данных страницах — ее образ формируется, лепится из мельчайших деталей весьма ощутимо. Впрочем, периодически читатель встречается с самой Мурой ровно в тот самый момент, когда надо связать одно с другим, закрыть одну тему и начать другую. Героиня везде, во всем, со всеми.

Берберова оперирует только фактами. Некоторые факты почерпнуты из личного знакомства писательницы со своей героиней, но как тут не зауважать это умение быть «улыбкой чеширского кота»: Берберова и Закревская даже жили в одном доме несколько лет, но закрытость, самодостаточность Муры дает очень немного материала, едва ли не меньше, чем кропотливая работа писательницы над сторонними документами и свидетельствами.

Если отвлечься от героини, то Берберовой хочется аплодировать за то, как изящно она вовлекает читателя в политику, в историю, в историю литературы. Россию и Великобританию тоже можно смело назвать главными героинями книги. Сложные, жесткие отношения двух держав и в то же время возможность какого-то диалога этих двух миров — отдельный сюжет, впрочем, идеально опять же иллюстрирующий судьбу незаурядной личности Марии Закревской.

Источник фото: russian7.ru


Похожие статьи