Внеклассное чтение: Жак Ле Гофф, Николя Трюон «История тела в Средние века»
С телом-то ничего особо не происходит: у человека не меняется количество рук и ног, глаз и ушей, рождаются и умирают люди по-прежнему, хотя разработки современных ученых, связанные с выращиванием органов и поиском бессмертия, вселяют в кого оптимизм, а в кого и ужас. В любом случае подобные перспективы в Средние века вряд ли существовали, о чем же может быть эта книга?
Французский историк-медиевист, писатель и популяризатор наук Жак ле Гофф решил, тем не менее, что подобное исследование совершенно необходимо, поскольку он сам во многих своих работах исследовал жизнь Средневековья и доказал, что эти времена вовсе не были сплошной стагнацией и застоем, как все привыкли воспринимать их, что некое движение во всех отраслях в Средние века определенно существовало. В качестве соавтора ле Гофф привлек писателя и журналиста Le Monde Николя Трюона, и вместе они написали достаточно легко читаемый и в то же время не очень-то развлекательный, а скорее все же серьезный труд о том, как воспринималось человеческое тело и все, что с ним происходит, в период Средневековья.
Кому-то, возможно, и не хватит именно большего количества развлекательной информации, забавных или душераздирающих случаев в качестве примеров, хотя, как мне кажется, конкретных примеров в книге предостаточно, но в данном случае на восприятие влияет тот фактор, что в какой-то степени я — читатель подготовленный, культурологических книг прочитала немало. Если вам не чужда подобная проблематика, то по большому счету книга ле Гоффа и Трюона покажется вам несколько вторичной (часто авторы ссылаются на других исследователей мировой истории и культуры), однако то, что им пришла сама идея о создании истории тела, несомненно, заслуживает восхищения — под таким углом, похоже, проблемы еще никто не рассматривал.
Итак, осталось понять, зачем современному человеку какие-то там Средние века в контексте отношения к телу. Ответ на этот вопрос появляется буквально же на первых страницах книги. Как это ни парадоксально, отношение к человеческому телу (по крайней мере, в нашей действительности) продолжает оставаться отчасти как раз абсолютно средневековым. И, кстати, то, как сейчас переосмысливается человеческое тело, его потребности и допустимая культура в западных странах — тоже является своего рода откликом на многовековые запреты, табу и кодексы Так что абсолютно любой современный человек может с пользой погрузиться в чтение « Истории тела...», чтобы стать более грамотным и цивилизованным.
Отношение к телу по выводам ле Гоффа и Трюона в очень большой степени характеризует эпоху. Поскольку мировоззрение Средневекового человека было абсолютно религиозным, то очевидно, что именно религиозные догматы определяли его отношение к телу. Вернее (что особенно важно понять) то, как церковь трансформировала в нужном для себя русле и библейские тексты, и языческие пережитки и суеверия. Как подменялись понятия и выворачивались наизнанку факты ради достижения определенных политических или экономических целей.
К примеру, извращение понятия «первородный грех» и смещение акцента с познания на прелюбодеяние (ибо простым крестьянам и горожанам так было понятнее) — одна из самых больших, можно сказать афер с человеческим телом. А отношение к женщине, как к существу второго сорта из-за особенностей ее организма? А то, что в основном только монахи доживали до старости из-за особенностей питания? Почему сон и сновидения сначала считались чем-то опасным, и как затем была найдена возможность даже толкование снов поставить на службу церкви?
Что именно в театре и актерстве вызывало особое противодействие церковников, и как это связано с мимикой и жестами? Или противоречивое отношение к мертвому телу как к отвратительному, но все же бывшему вместилищу бессмертной души и раскачивание в народных массах идеи о том, что мертвых следует как можно чаще поминать (а это определенные ритуалы и, конечно же, деньги в копилку церкви)... Ого, а ведь тело и то, что с ним происходит на самом деле проявляется практически в каждом явлении общественной жизни!
Ле Гофф и Трюон анализируют изменения в отношении к телу со времен Античности, чуть забегая вперед, соотносят с воззрениями эпохи Возрождения и абсолютно не конкретизируют, не сравнивают ничего с нынешними временами. И да, в основе их исследований лежит в основном французская история Средневековья, часто это сопряжено и с анализом появления тех или иных слов или понятий во французском языке.
Однако именно размышления о современности, причем наднациональной сами собой напрашиваются при чтении этой книги. И то, что на протяжении такого внушительного временного отрезка тело человека всячески старались низвести, а оно, тем не менее, продолжало играть важную роль, говорит к пользу его удивительной силы, о которой мы не так часто задумываемся.
И тем интереснее соотносить факты современности и средневековые реалии. Мясо было уделом богатых, злаки и овощи — бедных, а что теперь? Насколько незаметен был ребенок в средние века, и как детоцентрированно современное общество — удивительно, но к этому тоже привели некоторые особенности религиозного культа. Взаимная неприязнь медиков и церковников, и храмы на территории больничных комплексов, чуть ли не научные обоснования действенности молитв для лечения психосоматических заболеваний. Макабрический культ «темного времени» и страсть нынешних идеологов масскультуры к использованию в качестве персонажей зомби.
В общем, все телесное — от того, что вызывает слезы до уровня развития спорта, от градации приличности жестов и взглядов до отношения к сексу или насильственным действиям, допустимых по отношению к человеку — есть показатели эпохи.
Источник фото: http://7books.ru,http://expert.ru