Внеклассное чтение. «Загадка женственности» Бетти Фридан
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Закрыв эту книгу подумалось: как жаль, что рассказать о ней не получилось чуть раньше, накануне 8 марта. Потому что на фоне знаний об этом издании (а вдруг бы кто и прочитать успел) некоторые традиционные восьмимартовские маневры выглядели бы очень неважно.

43.jpg

Дежурный букетик женщине раз в год, если повезет — день освобождения от домашнего труда и кофе в постель, стишок от ребеночка о том, что так и быть, уж в этот день мы будем маму слушаться и даже уберем игрушки. А затем повсеместный девятимартовский выдох облегчения: ну все, отстрелялись, поздравили. Можно продолжать жить в обычном режиме. В режиме «заботься о нас, женщина, и радуйся этой возможности».

«Загадку женственности» американка Бетти Фридан писала в 50-е годы. Этот труд стал первым в Соединенных Штатах серьезным исследованием на предмет такого социального явления, как «возвращение женщины в дом и семью». После бойкого (с точки зрения феминистического движения) начала XX века, когда американские женщины получали свои права на образование, на труд и вообще стали очень деятельными, послевоенное время практически свело на «нет» женское желание продолжать в том же духе. Фридан проводит очень интересный анализ причин, по которым это произошло.

Начинается книга с рассказов молодых девушек того времени, которые шли в колледж фактически исключительно для того, чтобы найти себе женихов и поскорее переехать в уютный дом в пригороде, родить детей и не задумываться о том, как дрейфовать в этом мире.

Затем на страницах «Загадки женственности» мы видим уже свидетельства женщин среднего возраста, которые много лет прожили в режиме «идеальная жена- мать-хозяйка», они полны разочарования и горечи, а далее Фридан накормит нас пугающей статистикой женского алкоголизма, депрессии и даже самоубийств среди «степфордских жен». Вообще книга очень хорошо иллюстрирует, к чему пришло огромное число женщин живших идеальной жизнью, «предназначенной для них природой», и что стало происходить с подросшими детьми «лучших мамочек».

Казалось бы, где мы и где американские домохозяйки 50-60-х годов? Но самое интересное, что параллели сами собой проводятся буквально с первых страниц книги. В российском обществе уже некоторое время идет, надо понимать, и сознательное, и бессознательное движение в сторону возвращения патриархата. Фридан, между прочим, не раз ссылается на положение советских женщин того же периода, которые были куда как более свободны и активны в выборе своего жизненного кредо и профессионального пути, нежели американки.

55.jpg

А в сегодняшней ситуации с положением женщин в России просто огромное количество общих моментов с настроем в американском обществе 50-х годов. Нашему государству сейчас крайне удобно возвращаться к патриархальным и местами даже домостроевским ценностям. Слишком много нерешенных проблем: и работу женщине найти сложнее, ибо работодатели не хотят оплачивать  декретные и больничные, и в детский сад попасть ребенку, зачастую, — проблема.

Уровень образования становится все более низким: мало того, что дополнительных занятий в школе мало, на продленку нет никаких надежд, но уже и основные занятия все больше возлагаются на плечи родителей — в открытую декларируется, что школа сейчас даёт только минимум, занимайтесь почаще и побольше самостоятельно. Встречайте и провожайте ребёнка в школу  и кружки, ибо безопасность детей на улицах государство тоже обеспечить не в состоянии. Кто же, как не  мама должна это делать? 

После таких ежедневных марафонов у женщин просто не остаётся сил и времени на работу, на развитие. Только круглосуточная опека и забота.  Да, возможно некоторым еще удаётся заниматься какими-то мелкими хобби, однако подобное времяпрепровождение именно что развитию совершенно не способствует. 

Так что будьте милыми, будьте женственными, будьте сексуально привлекательными, ведь главное для женщины — это заполучить мужчину, создать семью, вести хозяйство, рожать как можно больше детей, опекать их. Такие аспекты жизни, как образование, карьера, духовное развитие, остаются за рамками жизни девочек-девушек-женщин.

 Очень интересна та часть книги, в которой Фридан логично и последовательно разрушает  незыблемость фрейдовский теории о женщинах.  Психоаналитики всего мира долгое время ориентировались именно на ее постулаты, одним из которых является то, что женщина — это что-то вроде «дефектного мужчины» и, соответственно, «лечили» женщин от депрессии, внушая им  мысль о неизбежности зависимого положения. 

Говорит Фридан и о том, что домохозяйка — идеальное создание для бесконечного шоппинга, ей очень хорошо можно продать всевозможную продукцию. То есть женщина дома ещё и выгодна огромному количеству производителей.

Причём автор всячески подчеркивает, что не верит в теорию заговора, не сгущает краски, а просто оперирует фактами и статистикой.

«Бабы с жиру бесятся», — скажет иной «патриарх»; «не о самореализации надо задумываться, а о хлебе насущном», — скажет другой, но не стоит забывать, что потребности в развитии возникают далеко не у каждой женщины, некоторых роль домохозяйки и матери вполне устраивает. Но если женщине хочется чего-то большего, чем быть втянутой в бесконечный круг  забот по дому и о детях, то ей, безусловно стоит за это бороться.

И Фридан в конце книги говорит о логичных и возможных шагах в этом направлении. В общем и целом, «Загадка женственности» Бетти Фридан является очень важной и нужной книгой для современной думающей женщины.

Более того, эту книгу я бы порекомендовала и мужчинам, которым не безразлично, как складываются их отношения с женами, с дочерьми, которые хотят понять, что у них на уме и отчего случаются некоторые конфликты и недопонимания. Хочется подчеркнуть, что бороться с мужчинами книга совсем не призывает. В ней вообще нет ненависти к мужчинам, в чем часто подозревают всю феминистическую литературу. Фридан  мастерски удалось написать о «феминизме с человеческим лицом»

В некрологе Фридан, опубликованным The New York Times в 2006 году, сказано, что «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века».

Источник фото: https://www.livelib.ru, http://www.peoples.ru

Похожие статьи