ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: ВЫЗОВИТЕ АКУШЕРКУ. ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ИСТ-ЭНДА 1950-Х ГОДОВ
В 2012 году компания BBC выпустила на экран сериал «Вызовите акушерку», который стал наиболее успешным драматическим сериалом на телеканале BBC One с 2001 года. Снят сериал по одноименной книге — мемуарам медсестры-акушерки Дженнифер Уорф, жившей и работавшей в Лондоне 50-х годов прошлого века. Поклонники сериала в нашей стране очень долго ждали выхода книги на русском языке и вот, наконец, первая часть трилогии переведена и издана, что дает возможность сравнить первоисточник с экранизацией или просто почитать эту, безусловно заслуживающую внимания книгу.
Лично я начала с литературной основы — и не пожалела, ибо после прочтения просмотр, кажется, может дать лишь визуальные образы, плюс создатели, конечно, постарались закрыть все сюжетные линии хеппи-эндами и усилить мелодраматический эффект. Да, душевно, мило, но исключительно сердцу, не уму. В то время как книга с ее более трезвыми мыслями, натуралистичными описаниями и физиологических процессов, и психологических метаний, и социального климата заставляет размышлять о многом. Ист-энд 50-х на экране показан бедненьким, но чистеньким: белозубо улыбающиеся бедняки, многоквартирные, но добротные дома, грубоватые, но безобидные кокни и их многочисленные детишки, весело резвящиеся в кадре, да и основная тема — тема родов показана весьма условно, вполне приемлемо для семейного просмотра.
А книга Уорф, тем временем, рассказывает обо всем несколько иначе. Лишь в послевоенные годы в Великобритании государственная программа по оказанию помощи беременным женщинам начала набирать оборот. Только в начале прошлого века появилась профессиональная подготовка акушерских кадров, до того все происходило в частном порядке: роды принимали люди опытные, но не имевшие профильного медицинского образования и надлежащей квалификации. Бедные кварталы и их обитатели едва ли не самыми последними получили возможность пользоваться услугами профессиональных докторов и медсестер. Последним приходилось работать в ужасных условиях. Те самые крепкие дома в Ист-энде были возведены в середине 19 века и за столетие застроенные ими кварталы стали настоящими трущобами, с которыми соседствовали еще более неблагополучные районы, подвергшиеся бомбежке во время Второй мировой, где в полуразрушенных домах обитали самые нищие люди, а более-менее уцелевшие здания стали отвратительными притонами.
Уорф пишет, что лишь в начале 80-х, когда доки были окончательно закрыты, эти районы привели в божеский вид. Антисанитария, грязь, разруха, а так же доходящие до отчаяния люди или люди опустившиеся, бесчисленные факты насилия, преступлений, тяжелый физический труд, безысходность на экран, как вы понимаете, не попали.
Что касается темы акушерства, то для чтения мемуаров Уорф надо быть готовым к медицинским подробностям безо всяких прикрас. Даже рожавшие женщины не всегда понимают, как именно выглядят роды, чем могут обернуться патологии и прочее. И огромное количество книг, выпускаемых для женщин дабы подготовить их к родам, все равно дают представление лишь о том, как надо вести себя самой роженице. Меж тем появление новой жизни всегда зависит еще именно от акушерок и врачей. Все дыхательные упражнения и прочие благостные напутствия из книг могут мгновенно обесцениться и исчезнуть из сознания в тот момент, когда женщина оказывается перед фактом начинающихся родов. От того, кто оказывается рядом с женщиной в такой ответственный момент, зависит очень многое.
Здесь имеет место то самое сочетание разума, профессионализма с человеческими качествами, необходимыми акушерам для того, чтобы остаться в этой очень сложной профессии. Эта тема не может быть прожита только сердцем, ибо на кону — человеческие жизни. Но роды не должны становиться конвейером, тупой механикой и протокольным «извлечением плода»
И вот именно тут понимаешь, насколько велика была роль духовной составляющей, какую огромную работу проводили монахини, специализирующиеся на оказании такого рода помощи. Юная сестра Дженни Ли училась у них полностью концентрироваться на происходящем, оставлять все собственные заботы за порогом дома, в котором требуется помощь и находить индивидуальный подход к каждой пациентке, всем сердцем любить свою работу.
Пришедшая в профессию на волне некоего собственного эскапизма, Дженни Ли была готова отказаться от личного времени, собственных переживаний и потребностей, но истина о том, что в подобном деле необходима еще и любовь к людям, открылось для нее постепенно.
Да, фильму еще отчаянно не хватает закадрового текста. Он, конечно, есть, но не в том объеме, который даст понять героиню и ее поступки. Уорф была смелой, свободной девушкой, честно размышлявшей о своих действиях, откровенно делившейся эмоциями, а они далеко не всегда были стройными, исключительно правильными, причесанными и милыми. Экранная героиня, конечно, тоже не сухарь: она морщит носик от вони, отводит глаза при разговоре о непристойном, почти по-детски возмущается несправедливостью, но все это, поверьте, хорошо смотрится под милый оркестровый саундтрек сериала, настраивает на сердечность, наивность, доброту, но не дает портрета настоящей Дженни Ли.
Так что в очередной раз признаешь, что экранизация проигрывает книге. И с нетерпением ждешь издания следующих двух книг трилогии, не испытывая желания узнать продолжение путем просмотра сериала.
Источник фото: http://www.eadt.co.uk