-1° ... -1°, ветер 1 м/с
91.98
100.24
Внеклассное чтение. Стивен Кинг «Кто нашёл, берёт себе»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
На просьбу назвать своих любимых писателей, как мне кажется, практически невозможно выдавать одинаковый список фамилий в течение всей жизни.

88.jpg

В корне поменяться удается редко кому, но тем не менее вы взрослеете или не взрослеете (что с возрастом тоже ведет к изменениям), сталкиваетесь с неудачами и радостями, меняется круг общения, социальный статус. Иногда меняется даже природа ваших страхов, а вспоминая о страхах прошлого, вы можете позволить себе лишь ухмыльнуться.

Чаще всего с покинутыми темами, изжившими себя увлечениями, бывшими друзьями и возлюбленными встречаться не особо интересно: досада от потраченного времени — как минимум, пустота и разочарование — максимум. Но иногда, уцепившись за ниточку из прошлого, обнаруживаешь, что явление или человек менялись или развивались пусть даже не в точности как ты, но это происходило, и новая встреча дает толчок к продолжению общения.

Когда я была подростком, одним из моих любимых писателей был «король ужасов» Стивен Кинг. Долго и сложно объяснять, что именно так притягивало в этих книгах, но практически каждая из них была неким вызовом, прочитал залпом и резюмируешь: «было страшно, но я справилась», «было не страшно, но это мне, я — молодец, а вообще-то очень», «было страшно и сейчас страшно, надо оставить свет включенным».

Но, если вспоминать, в книгах Кинга тебя — подростка — пугали вообще не те вещи, что могут испугать тебя же взрослого сейчас. Как хорошо, что тогда давно в мое чтение не вмешивались взрослые! Поэтому мой совет родителям: если вдруг ваши подростки читают Кинга — это не обязательно плохо и они чокнутые. Одно несомненно: интерес к чтению этот писатель умеет поддерживать мастерски, по-моему, это самое важное. Оставить человека в поле страхов — тоже иногда полезно, соломку везде не постелешь и иногда надо уметь справляться самому.

Абсурдных и пугающих сюжетов в окружающей жизни хватает, порой даже взгляд на них через призму «о, это отличный сюжет для Стивена Кинга» сбивает некоторое ненужное раздражение или мрачное настроение, мистифицируя и увлекая. Вот я сейчас пишу о Кинге, а сосед сверлит стену. Делает он ремонт уже в течение семи лет. Сюжет? Конечно! Выставленная в качестве декора клумб соседнего дома игрушка (черный медведь) ежедневно меняет свою локацию — кинговский сюжет? Еще бы!

Все (на момент моего увлечения автором) вышедшие книги я прочитала, писатель не мог угнаться за этим, естественно, и как-то дороги наши разошлись — я перестала следить и ждать новых романов.
Но вот сейчас захотелось узнать: а что и как пишет Стивен сегодня? Возможно, виной тому — новая волна популярности старых произведений и пара новых успешных экранизаций, а может быть то, что в семье уже наклевывается подросток, которого ну очень хочется приучить к чтению, а может что-то еще — случайным образом выбор пал на относительно свежий роман «Кто нашел, берет себе» 2015 года.
Ну и что произошло? Произошло то самое ценное и радостное — было интересно и, пожалуй, хочется еще, хотя не исключено, что просто повезло с книгой, ибо роман для Кинга нетипичный.

Дело в том, что «Кто нашел, забирает себе» — это, скорее детектив, захватывающий, как и положено, но не мистический. И что самое ценное — это роман о писательстве, силе творческой мысли и влиянии созданных произведений на читателей. А еще после прочтения меня ждал сюрприз, о котором позже.

1.jpeg

Один из столпов американской литературы (естественно, вымышленный), уже очень пожилой человек Джон Ротстайн ведет затворнический образ жизни в уединенном глухом местечке и около двадцати лет ничего не публикует. Тем не менее, ему продолжают перечислять неплохие гонорары за трилогию о Бегуне — ключевом персонаже книг Ротстайна, принесших ему славу, популярность и культовый статус, а еще в сейфах старика хранятся черновики неизданных произведений, в том числе и продолжение саги.

Что-то подобное всегда подозревал дерзкий и неуравновешенный парень с криминальными наклонностями по имени Моррис Беллами — фанат произведений о Бегуне, персонаже, в котором отчасти видел себя. Моррису не по нраву пришлась концовка трилогии, именно реакция на нее спровоцировала его первое преступление, и уже в колонии для несовершеннолетних Беллами стал продумывать план мести писателю за разбитые мечты. Найдя себе не отягощенных моралью подельников, Беллами отправляет в дом писателя, где банда совершает ограбление и убийство. Догадки Морриса верны: в сейфе обнаруживаются черновики неизданных произведений Ротстайна, но заметая следы и совершая побег подальше от места преступления, Беллами не успевает их прочитать, хотя больше всего мечтает об этом. Волей судьбы ему приходится спрятать похищенное в укромном месте на лоне природы, а добраться до своей добычи фанату-преступнику предстоит лишь спустя 36 лет.

Главным персонажем другой сюжетной линии является парнишка Пит Зауберс, чья семья оказалась на грани катастрофы из-за чудовищного происшествия: маньяк-убийца въехал на машине прямо в толпу людей, стоявших в очереди на биржу труда, среди этих людей был и Том Зауберс. В отличие от многих других он не погиб, но стал калекой, что мягко скажем не пошло на пользу и до того момента бедствующей семье. Пит целыми днями размышляет как помочь семье, и однажды его проблема неожиданно находит решение.

Есть и еще одна группа действующих лиц: пожилой детектив Ходжесс и его странные помощники, на определенном этапе их вмешательство оказывается очень кстати. А вот теперь сюрприз. Уже дочитав роман до конца, выяснилось, что «Кто нашел, берет себе» — часть трилогии, причем серединная, а детектив Ходжесс — фигура, связывающая все три части. Могу сказать, что за исключением некоторых деталей, ничего не выдает в данной книге какую-то неполноценность и признаков того, что она является частью чего-либо. Книга вполне самостоятельна и, судя по описанию, кардинально отличается от первой и третьей части.

Ни мистики, ни каких-то ужасов, связанных с иррациональным — все зловещее, темное исходит исключительно от обычных людей или от поворотов судьбы. Ничего не надо сочинять: нищета — страшно, старость — страшно, необдуманные поступки, плохое знание жизни, навязчивые идеи — страшно, страшно и еще раз страшно.

А еще Кингу словно бы дан шанс в рамках захватывающего сюжета поговорить о литературе, и он пользуется этим на всю катушку. Вершит ли писатель судьбу своего героя или, напротив — герой ведет его за собой, отчего черновики иногда остаются черновиками, насколько общественное мнение и критика могут проникнуть в суть задуманного писателем, и сколько разнообразных фантазий и мыслей может породить хорошо написанное произведение в умах целых поколений читателей — обо всем этом Кинг ненавязчиво рассуждает и в тексте, и между строк.

Он неспроста вспоминает о том, что тысячи людей рыдали, когда стало известно о смерти Диккенса, о том, что ежегодно кто-то кладет на могилу Эдгара Аллана По красную розу в его день рождения и пишет о силе книг очень эмоционально, с уверенностью, хотя некоторые герои его новых романов живут уже сейчас, мечтают об айфонах, проводят много времени в сети и смотрят актуальные сериалы. Очень хочется верить в то, что он прав.

«Для читателей одно из самых впечатляющих открытий в жизни — сам факт, что они читатели. Что не просто могут читать «…» но влюблены в чтение. Безнадежно. По уши. И первая книга, на которой это происходит, не забывается никогда, каждая страница приносит новое откровение, что ярко горит и восклицает: Да! Именно так! Да! Я тоже это видел! И разумеется: Так я и думаю! Я ЧУВСТВУЮ то же самое!»

Источник фото: https://www.livelib.ru/book/1001448321-kto-nashel-beret-sebe-stiven-king, https://consequenceofsound.net/2018/01/stephen-book-to-release-new-novel-the-outsider-in-may/

Похожие статьи