15° ... 15°, ветер 3 м/с
94.09
100.53

Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Многие удивляются, когда я говорю о том, что ни разу не видела некоторые популярные советские фильмы. Почему так произошло — сложно сказать, ибо достаточно кинокартин из того же «золотого фонда» просмотрены не по одному разу. Но вот, к примеру, о «Сладкой женщине» до тех пор, пока в руки не попалась одноименная книга Ирины Велембовской, не слышала ни разу. Что в итоге, я бы сказала, дало некое преимущество в понимании характера главной героини перед теми, кто видел Анну (в замечательном исполнении Натальи Гундаревой) только на экране.

В центре внимания автора — судьба Анны Доброхотовой, получившей «сладкий» эпитет не только за то, что она являлась работницей кондитерской фабрики, но и за то, что легко, достаточно поверхностно относилась к жизни, горечь к ней словно бы и не липла. Неплохое качество, если рассматривать его с точки зрения склонности к драматизации событий, мучительным раздумьям над своими и чужими поступками, бесконечной рефлексией по поводу чувства долга и других моральных принципов.

6.jpgОтчего-то, как я понимаю, Анна рассматривалась с момента появления повести и экранизации, как персонаж исключительно отрицательный — некий собирательный образ женщин, которые гонятся за материальными благами, не прислушиваются к чувствам тех, кто рядом, хотят нравиться и за счет полученных симпатий питают свое самолюбие. Легко, мол, и сладко жила — за то и получила на момент описываемых событий то, что получила.

Однако, если вы прочтете книгу — станет ясно, что очень уж легкой жизнь героини назвать нельзя — в том, что касается труда и борьбы с суровыми условиями быта, Анна никогда не ленилась. Родилась в деревне, пережила там трудные послевоенные годы, не окончив средней школы поехала в Москву и стала работать, скиталась по родственникам. Потом, наконец, работа, где вдоволь белого хлеба и сладостей, место в общежитии. Позже — общественная работа на предприятии, которая давала некоторые преимущества, и именно если вы читаете книгу, становится ясно, что участие Анны в делах коллектива не было формальным — она направляла колоссальное количество усилий на то, что было ей вверено. Другое дело — лень нравственная, а скорее даже и не лень, а полное незнание того, что нравственные усилия и проблемы вообще существуют. Анна не знакома с ними.

Как мне кажется, дело тут именно в крестьянской природе героини. Обычно деревенским жителям не до рефлексий, основа их жизни — физический труд и важным являются именно материальные результаты труда. Получается что Анна в конечном итоге не выдержала некий нравственный экзамен не потому, что плохо училась, а потому что не училась этому предмету вовсе.

Отношения Анны с мужчинами — отдельная тема. Если разобраться, то неумение понять своих мужчин — прежде всего, несчастье самой героини, а главная неудача именно в том, что встречались совершенно не такие, как она сама. Никак не могла она быть такой, как они, не везло в данном случае обеим сторонам.

Почему-то в некоторых отзывах о «Сладкой женщине» в Анне видят предтечу современным бизнес-леди, но я бы так не сказала. Роль государства в жизни человека в целом и женщины, в частности, в СССР все же была очень велика. Получение каких-то благ не сопровождалось рисками, зачастую автоматически определялось социальным статусом, именно социальный строй и в данной повести — огромная определяющая сила. Анну никогда нельзя было упрекнуть в желании жить за чужой счет, вот решать проблемы — да, и, что для современного человека уже почти незнакомо — львиную долю внеличностных проблем героини можно было бы решить если не за счет близких, а за счет государства.

Кстати, если вдруг кто-то не застал жизнь в СССР, то «Сладкая женщина» — хороший повод узнать образ жизни и мышления обыкновенных людей.

Главная ценность этой книги в том, что рассматриваются вечные вопросы, но автор подает материал так, что, при наличии определенных намеков на ответы, есть прекрасная возможность не делать однозначных выводов.

Источник фото: https://www.livelib.ru/


Похожие статьи