Внеклассное чтение. Сергей Федякин  «Рахманинов»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В этом году 1 апреля музыкальный мир отпраздновал 145-летие великого русского композитора Сергея Рахманинова. Несмотря на то, что имя Рахманинова знакомо, наверное, каждому русскому человеку, его биографии, изданные в Советском Союзе, сложно было назвать полными и беспристрастными, ибо непризнание революции и эмиграция создавали в контексте существовавшей идеологии не самый выгодный образ.

111111.jpg

Поставить на службу системе рахманиновское творчество было совершенно невозможно, однако совсем не признавать масштаб Рахманинова-творца тоже не получалось — отсюда несоответствие степени знакомства с музыкой и с личностью: музыку знали многие, а личность Рахманинова обрастала слухами и домыслами.

Сам по себе человек непубличный и достаточно закрытый, Рахманинов и при жизни не стремился «в кадр» и без особой охоты работал с биографами. Кроме того, наследники композитора продолжили делиться фактами и документами уже спустя долгие годы после кончины Сергея Васильевича.

Потому неудивительно, что появляются все новые биографические исследования и книги. В любимой многими поколениями серии ЖЗЛ относительно недавно (в 2014 году) вышла книга писателя и литературоведа, кандидата филологических наук, доцента Литературного Института им. А. М. Горького Сергея Федякина, о которой и хочется сегодня рассказать.

У Федякина получилась очень «рахманиновская» книга именно по сумме настроений: музыкальная, лиричная, нежная и в то же время серьезная, корректная, масштабная, и вдумчивая. Автор очень уважительно относится к личному пространству своего героя. Каждый раз, когда тот или иной период жизни композитора не может быть подкреплен достаточным количеством документов, Федякин не пытается домысливать, нафантазировать и уж тем более «стать Рахманиновым».

fedyakin.jpg

Белые пятна расцвечиваются им при помощи красок событий эпохи, общих настроений музыкальной общественности в конкретный момент, раскрываются характеры и мировоззренческие установки важных для композитора людей — родных, коллег, друзей, членов семьи.

Звучат на страницах книги и голоса других творцов. Судя по всему, Федякин отлично знаком с русской поэзией и крайне деликатно и тонко в текст периодически встраиваются поэтические строчки авторов, как любимых Рахманиновым — тех, на чьи стихи он писал романсы, так и тех, кто по всем приметам хорошо «попадал в точку» при описании каких-то явлений и событий, созвучных происходившему в жизни композитора.

Но и факты — самые важные и значительныев биографии композитора, конечно, тоже находятся под пристальным вниманием, причем поданы они таким образом, что читатель невольно начинает задавать себе вопросы, а далее с помощью автора пытается найти ответы на них.

С самых первых глав о детстве композитора, например, невольно думаешь о том, почему, по каким причинам мальчик из обедневшей дворянской семьи оказался столь музыкален, столь одарен. Дойдя до глав о консерваторском обучении юного Рахманинова ( а поступил он туда уже в 12 лет), о его жизни в доме наставника — Н.С. Зверева вместе с несколькими другими талантливыми мальчишками-учениками ( в том числе с А.Н.Скрябиным), размышляешь о системе образования, о качестве и «коэффициентах полезного действия» тех или иных методик и расставленных приоритетах.

В какой-то момент вдруг формируется мысль, что именно хороший учитель и его авторская школа способствует росту и укреплению таланта. С некоторой досадой думая о сегодняшнем дне и отсутствии величин, подобных Рахманинову и ряду его современников, пытаешься понять роль существующего музыкального образования и каких-то его недостатков. Не должно быть таких нагрузок у музыкальных преподавателей, как сейчас, надо находить самых мотивированных, самых талантливых — и пестовать их, не растрачивая силы на обычных учеников, звезд с неба не хватающих.

 Думаешь ты так, думаешь, но книга ведет тебя дальше — и вдруг нити повествования приводят тебя к совершенно противоположному выводу: среда, та самая, в которой будущий композитор рос — те самые любители, играющие «для себя» на фортепиано родственники, гувернантки, знакомые... Откуда узнаешь о музыке вообще, если она не звучит? И далее проецируя ситуацию на день сегодняшний, опять же думаешь о преподавателях, которые в большей степени и формируют сейчас ту самую среду, своего рода заповедники классической музыки — больше некому, единицам удается сосредоточить внимание на конкретном ученике — и это происходит уже давно.

И других возникающих вопросов и следующих за ними собственных логических выводов и объяснений поворотов судьбы Рахманинова, да и других творческих людей, и страны в целом в труде Федякина достаточно.Движущая сила размышлений вообще проходит красной нитью в этой книге.

И при этом — очень мало оценочных суждений, что можно назвать огромным плюсом подобного вида литературы. Понятно, что автор относится к своему герою с большим чувством, однако не дает воли чрезмерным восторгам, пафосу и бравурным речам.
  
Очень интересно поданы и основные факты из жизни Рахманинова, не дающие покоя обывателям: якобы непримиримое противостояние со Скрябиным, творческий кризис и депрессия, работа в Большом театре, в частном театре Мамонтова и образ дирижера-тирана, загадочные посвящения ключевых произведений и тайны личной жизни (включая те самые ветки сирени на каждом концерте), неприятие революции, жизнь в эмиграции и причины прекращения сочинительства — да буквально все, за что можно зацепиться острым или даже злым языком, у Федякина раскрывается с изящной простотой и градус скандала обесценивается.

 Рахманинов не то, чтобы предстает безупречным и выхолощенным, нет, просто работа с документами, воспоминаниями, фактами проведена таким образом, что никакая грязь не прилипнет — «мутить» что-то просто бессмысленно. Со своими странностями и особенностями, с взлетами и падениями, с ошибками и достижениями Рахманинов предстает перед читателем Человеком и Творцом с большой буквы.

Удивительно, но подобная корректность иногда идет вразрез даже с поведением и заявлениями потомков композитора или современных профессионалов от музыки, которым, похоже, скандалы иногда не повредят. Кстати, Федякин отмечает, что воспоминания членов семьи, знакомых и друзей о Рахманинове иногда противоречат друг другу и документально подтвержденным фактам, поэтому несколько иронично относится к некоторым из них.

Ну и конечно стоит отметить те моменты в книге, которые говорят о музыке, о каждом конкретном произведении или цикле произведений Рахманинова — времени их создания, источниках вдохновения, композиционном строе и авторских находках. Пожалуй, это самые вдохновенные строки и по этой причине — самые уязвимые в данной литературной биографии. Почему? Потому что читая их, понимаешь, что слов недостаточно, надо чтобы музыка звучала. В этом смысле идеальным бы стал вариант аудиокниги — при обращении к тому или иному произведению его звучание фоном или отдельными фрагментами было бы очень кстати. Честно признаюсь, что пыталась как-то решать эту проблему и при первых словах о конкретном произведении в книге — откладывала ее и искала запись на Youtube, чтобы мысленно собрать картину воедино.

Еще хочется отметить, что после прочтения данной книги возникает желание узнавать о Рахманинове что-то еще и конечно же в сотый раз слушать любимые произведения и по возможности открывать для себя новые. Хочется съездить в Ивановку (которая между прочим не так уж далека — Тамбовская область граничит с Пензенской).

В нашем городе композитор никогда не бывал, но улица его имени появилась во времена СССР чуть ли не первой именно в Пензе.
И в год юбилея, конечно же, городские учреждения культуры не оставили судьбу и творчество композитора без внимания.

До конца апреля в Лермонтовской библиотеке проходит выставка биографических и музыковедческих книг, посвященных Рахманинову, нотных изданий, пластинок и дисков с известными произведениями композитора, а музыкальная общественность города проводит и будет проводить творческие встречи и концерты.
Источник фото: https://tambovodb.ru/joomla/index.php/23-elektronnye-resursy/1812-fedyakin-sergej-romanovich

Похожие статьи