ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: СЕНТЯБРЬСКИЕ РОЗЫ
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Все рецензии и аннотации акцентируют внимание на том, что это роман о поздней любви. Но, как мне кажется, роман, прежде всего, о психологическом климате, об удивительном тандеме начальных условий и кропотливой работы, дающем возможность продолжать цвести розам чувств дольше отпущенного срока.

333.jpg

В этом году мы с вами, похоже, остались без «бабьего лета», осень не балует приятной погодой, однако создать так сезонно необходимое светлое, с грустинкой переходное настроение вполне может книга, о которой пойдет речь.

Иногда в старых европейских городах, на каких-то чердаках или в других таинственных местах до сих пор отыскивают неизвестные произведения титанов вроде Баха или Бетховена, и весь мир ликует: еще одно прикосновение к творцам и их эпохе, еще одно свидетельство гения. «Сентябрьские розы» знаменитого французского романиста Андре Моруа, конечно, по чердакам никто не прятал, однако для российского читателя этот написанный в 1956 году роман стал новым по причине достаточно недавно сделанного перевода на русский и выхода книги в нашей стране (2015).

Талант, совершенство стиля, безукоризненное понимание жизни и человеческих поступков, присущие Моруа и знакомые всем по ключевым произведениям писателя — в книге присутствует всё из перечисленного, так что в данном случае формулировка «один из поздних романов» не опасна.

Находящийся на момент написания уже в «октябрьском» возрасте, Моруа обратился к психологии человека только начинающего стареть: главному герою Гийому Фонтену — пятьдесят шесть. Фонтен — известный французский писатель, признанный автор, чьи произведения известны по всему миру, он ведет активную социальную и светскую жизнь, регулярно публикуются его новые книги и все это сопровождается грамотными пиар кампаниями. Небезызвестно, что за всем этим, помимо, собственно писательского дара, стоит супруга Фонтена — властная, проницательная и умная аристократка Полина, направляющая действия Гийома в нужное русло и блестяще умеющая поддерживать «литературную машину» в безупречном состоянии.

Сам Гийом чувствует себя несколько потерянным, но никакого бунта устраивать не собирается, ибо к результатам бурной деятельности супруги придраться сложно. Вот только читающая молодежь уже не считает Фонтена особо актуальным писателем, критики все чаще вспоминают его ранние романы, которые дарили ощущение чего-то нового, да и самому ему творчество не приносит былой радости. Начинающий писатель по имени Эрве знакомится со своим кумиром и, возможно, благодаря тому, что является горячим поклонником его творчества, человеком неопасным в эмоциональном плане, но из нового для мэтра поколения, Фонтен открывается ему, становится его другом.

222.jpg

Выясняется, что признанный автор устал от светской суеты, постоянного давления жены, бесчисленных встреч с нужными людьми, жесткого расписания, ему необходимо что-то, что подарит истинное вдохновение — стихийное, внезапное, не связанное с намеченным графиком. В то же время у Фонтена в силу понятных причин атрофировались волевые качества, он не способен, к примеру, уйти из дома, как Лев Толстой (а Эрве ему советует) и начать все сначала. Он становится сентиментальным, романтичным, доверчивым, капризным, ему хочется страстей, но как-нибудь так, чтобы не самому быть их инициатором, а словно бы получить некий подарок.

Птицу счастья он поймать не сможет, однако сам такой птицей стать еще вполне в состоянии: талантливый, остроумный, образованный, очаровательный, известный Гийом Фонтен продолжает нравиться женщинам. Даже молодым девушкам. Только возраст — строгий отрезвляющий фактор, который заставляет Фонтена сомневаться в истинности и жизнеспособности новых чувств. И жена, которую несмотря ни на что он уважает, ценит и продолжает по-своему любить, никуда не исчезнет; решая изменить свою жизнь, неизбежно придется считаться с тем, что и ее судьба изменится.

Но как же головокружительно приятно, когда судьба дает тебе шанс еще раз почувствовать себя любящим и любимым!

Герой не вызывает какой-то открытой антипатии, он непосредственен в своих эмоциях, за него переживаешь и радуешься открывающимся перед ним новым горизонтам, однако, задумавшись, ты понимаешь, что перед тобой — человек, стремящийся усидеть на двух стульях, жаждущий чувствовать новый вкус к жизни, не отказываясь до конца от стабильной пайки надежного, питательного, хоть и пресного хлеба семейной жизни.

Практически все рецензии и аннотации акцентируют внимание на том, что «Сентябрьские розы» — роман о поздней любви. Но, как мне кажется, это прежде всего — роман о психологическом климате, об удивительном тандеме начальных условий и кропотливой работы, дающем возможность продолжать цвести розам чувств дольше отпущенного срока.

Источник фото: http://nnm.me, https://www.ozon.ru


Похожие статьи