22° ... 22°, ветер 2 м/с
63.13
71.35

Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Книга, о которой пойдет речь, несомненно, является одной из самых известных в мире антиутопий, однако нельзя сказать, что в нашей стране она имеет достаточно широкую аудиторию. Не Оруэлл, не Хаксли, которых читали все. Связано это, на мой взгляд, с тем, что она абсолютно женская.


Если вы человек разумный и адекватный, то наверняка заметили, что в последнее время количество, по меньшей мере, странных, а то и невероятных, абсурдных, чудовищных по своей сути заявлений, предложений, законотворческих инициатив от представителей разных уровней власти нашей страны стало подозрительно зашкаливать.

Кто-то относится к этим явлениям весьма скептически, не верит, что подобное возможно реализовать, а кто-то начинает всерьез задумываться над последствиями таких предложений, будь они воплощены в жизнь. Как раз второй категории людей, несомненно, начитанных, в связи с подобными событиями начинают приходить на ум различные варианты развития событий, описанные в главных литературных антиутопиях XX века.

Книга, о которой пойдет речь, несомненно, является одной из самых известных в мире антиутопий, однако нельзя сказать, что в нашей стране она имеет достаточно широкую аудиторию. Не Оруэлл, не Хаксли, которых читали все. Связано это, на мой взгляд, с тем, что она абсолютно женская. Не то, чтобы мы живем в какой-то темной патриархальной стране, где женщин за людей не считают, нет. Скорее у нас просто не воспринимают всерьез какие-то глубинные стороны женской натуры (зачастую сами женщины и не воспринимают), которые на Западе давно уже получили совершенно другой статус, иногда даже слишком утрированный.

Автор книги — канадская писательница, поэтесса, критик, лауреат Букеровской премии Маргарет Этвуд известна своими феминистскими взглядами и чаще всего в своих произведениях обращается к судьбе женщин, их роли в обществе, к возможностям и ограничениям, накладываемым минутными обстоятельствами или многовековыми стереотипами.

«Рассказ служанки» — история, несомненно, фантастическая, хотя автор подчеркивает, что ее произведение не носит научный характер и выбирает для характеристики этого и других своих книг определение «спекулятивной фантастики», то есть в основе произведений лежат умозрительные построения (философские спекуляции), а не четкое научно обоснованное развитие событий на основе каких-то исходных данных окружающих автора реалий.

Если об этом помнить, то читать подобную литературу гораздо легче, чтение несет меньше экзальтации, эмоций, не повергнет в ужас и, дав определенную информацию, оставит читающему возможность выбора, хотя всевозможные предисловия, послесловия и ряд рецензий просто перегружены формулировками «читайте, пока это еще возможно», «пока не запретили», «вот, что с нами будет, если...» и прочим подобным.

Республика Галаад, в которой происходит действие, недавно была Соединенными Штатами Америки. Страна развитой демократии превратилась в патриархально-теократическое государство, в котором свободы лишены все, даже представители элит.

Главная героиня романа живет в эпоху становления нового порядка, она еще успела пожить той, свободной жизнью, а теперь, пройдя «специальную подготовку» в центре строгого режима, ей предстоит выполнять свою функцию. У молодой женщины нет имени, нет его и у других представительниц ее касты — касты Служанок. Эти женщины служат определенной цели: вынашивать и рожать детей Командорам и их Женам. Имя конкретного Командора дает притяжательное имя закрепленного за ним «сосуда для вынашивания» — Гленова, Чарлзова, героиня, от лица которой ведется повествование, проходит под именем Фредова.

Для представительниц женского пола есть еще ряд «перспектив» — Марфы (слуги по хозяйству), Экономжены (по сути нищие батрачки для непривилегированного мужского населения), Тетки (надзирательницы, тюремщицы) или Неженщины — отработанный во всех смыслах материал (пожилые, больные, не способные к зачатию), а также бунтарки и несогласные. Последняя категория проводит свой недолгий век в работах на свалках токсичных отходов.

В общем, быть Служанкой, на первый взгляд, не самое страшное в данном обществе. За твоим питанием и режимом следят, ты совершаешь прогулки, не работаешь по хозяйству, живешь в отдельной комнате господского дома. У тебя, в конце концов, есть шанс жить, если ты сможешь выносить и родить бесплодным элитам ребенка.

Но Фредова знала другую жизнь. Она знала времена, когда женщинам позволялось учиться, работать, влюбляться, читать книги, платить за себя, менять партнеров, наряжаться и ухаживать за собой, в конце концов, просто разговаривать с окружающими. В Галааде всего этого нет. Есть демографический кризис, тотальный контроль и вырванные из контекста библейские фразы, которыми манипулирует правящий класс с целью подавления народных масс. Есть репрессии, казни, тотальный контроль и невероятное ханжество.

Книга начинается очень тяжело во всех смыслах, даже с точки зрения построения предложений: они очень короткие, глухие, обрывочные, роман из-за этого на первых порах тяжело читать именно по этой причине. Героиня только что вышла из Красного Центра, центра подготовки к новой роли. Такое впечатление, что стиль написания передает сбившееся дыхание, тот процесс, когда человек приходит в себя после потрясения или болезни, привыкает к новому состоянию, адаптируется.

Адаптация Фредовой, тем не менее, проходит вполне сносно: девушка не теряет способности мыслить, чувствовать, подмечать детали, она сохраняет душевное равновесие, несмотря на боль потерь. Дело в том, что в Служанки брали исключительно тех женщин, которые уже доказали свою способность к деторождению — у Фредовой в прошлой жизни был любимый человек и маленькая дочка. Единственное, что выводит Фредову из себя — собственная неспособность к борьбе. Она укоряет себя в малодушии, то и дело думает о самоубийстве (которое на самом деле практически невозможно осуществить, за этим очень строго следят) и постоянно вспоминает свою отчаянную подругу Мойру, которая и в хорошие времена постоянно бросала всему и вся вызов и даже ухитрилась бежать из Красного Центра во времена темные.

Книга содержит немало страшных, чудовищных моментов. Однако возможность воплощения подобного развития событий, на мой взгляд, невелика, разве что фрагментарно. Где-то ближе к середине «Рассказа...» читатель узнает немногочисленные подробности переворота, пришедшего к возникновению Галаада, но в целом все выглядит не очень логично и недостаточно убедительно.

Главным врагом свободной воли в данном произведении выступает ханжество, пожалуй, именно оно создает эту удушающую атмосферу, которая довлеет над сюжетом.

Да, исходные данные США, ставшего в романе Этвуд Галаадом, напоминают реалии сегодняшнего дня: рост насилия, распространение порнографии, общественные движения против этих явлений, падение рождаемости, особенно среди белого населения, ухудшение экологической ситуации и прочее. И не случайно первые процессы Нового порядка были связаны с вменением жертвам насилия их собственной в этом вины, с укоренением в сознании женщин их изначальной греховности.

Но общество Галаада слишком выхолощено, в нем плохо и душно всем, даже власть имущим. Удовольствия недоступны и, в принципе, неинтересны никому. Черный рынок товаров и услуг вял и вторичен. Достижения науки и техники отправлены на свалку. Медицина — на тюремном уровне. Общество, которым ничего не движет. В котором нет денег. Какое-то изначально обреченное, немотивированное. В установленные догматы никто не верит. И в то же время столько огромных усилий направленных на его сохранение, столько архаичных искусственных мер по поддержанию этой самой рождаемости...

При любом раскладе верится в то, что народ может использоваться в хвост и в гриву, но чтобы при этом определенные круги не получали удовольствия от власти, денег, секса, а другим сегментом общества не двигало желание попасть в эти круги любой ценой?

Стоит, наверное, упомянуть, что книга написана в 1985 году, когда влияние христианской морали было сильнее, а технические возможности не были такими большими.

Мне кажется, культ потребления уже сыграл свою роль на данном витке истории, и антиутопии, способные воплотиться в реальность, должны выглядеть несколько иначе. Но кто знает, может действительно надо поторопиться и прочитать ряд книг, в том числе, данную, «пока это еще возможно».

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи