14° ... 14°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: «ПРОСТУПОК АББАТА МУРЕ»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Молодой аббат, мечтавший в скромной, тихой жизни захолустья еще больше приблизиться к Богу, встречает юное создание — дитя природы. Он начинает испытывать какие-то смутные ощущения, которые разгоняет в своем сознании настолько виртуозно, что расшибается о камни собственных чувств, воспоминаний и самозабвенных молитв, не справившись с управлением при этом разгоне.

44.jpgДействие романа великого француза — Эмиля Золя — начинается в маленькой бедной церкви отдаленного и не очень плодородного французского региона. Крестьянам в общем и целом на Бога начхать, а вот молодой аббат, недавно сюда прибывший, надеется при помощи этой скромной, тихой жизни еще больше приблизиться к Богу.

Он даже не стремится быть грозным, не рвется никого наставлять, не сыпет проклятьями в адрес грешников, для этого в деревушке есть «плохой церковник» — монах Арканжело. Сам Серж Муре — чрезвычайно экзальтированный, обращенный исключительно внутрь своей духовной жизни, молодой человек. Однажды со своим дядюшкой доктором он попадает в одну усадьбу с огромным садом с символическим названием Параду, где обретался «пациент» — дерзкий старик, на попечении которого была молоденькая девушка, незамутненное сознание которой было сформировано этим огромнейшим садом-парком.

Аббат начинает испытывать какие-то смутные ощущения, которые разгоняет в своем сознании настолько виртуозно, что расшибается о камни собственных чувств, воспоминаний и самозабвенных молитв, не справившись с управлением при этом разгоне.

Дальше он сам оказывается в этом саду — слабый, новый, без прошлого. Та девушка ухаживает за ним. Нет смысла рассказывать все, но я намеренно шла к этому моменту, когда в его жизни возникает сад. Вот то, что Золя творит на этих швах сюжета «погружение в прошлое — экзальтация — срыв — сад» — это просто до слез! Такое владение словом! Это так красиво! Понимаешь, что это — сказка, что это намеренно, гипертрофированно, но как же красиво, как мощно!

Как невыносимо жаль становится этого парня, всю свою молодость проведшего в молитвах и строгости, причем сознательно. Как автор описывает его мальчишескую любовь к Деве Марии — я не знаю, с чем это сравнить. Читаешь и думаешь: отчего ребенок был так одинок? Очень страшно.

А дальше этот сад. Золя ведет своих Адама и Еву не иначе как открыв ботанический атлас. Столько названий растений я не встречала ни в одном произведении ни разу. По мере чтения вдруг думаешь, что тебе сейчас остро не хватает подобного атласа под рукой. Кажется, что читая, вот-вот задохнешься от ароматов, и тебя окончательно и бесповоротно засыплет плодами. Читаешь и где-то остатками разума начинаешь было возмущаться: «Ну нет, ну это невозможно! Ну не могут все эти виды цветов цвести одновременно, не могут в то же самое время деревья сгибаться под тяжестью плодов (особенно вспоминая деревенские зарисовки о раскинувшихся неподалеку ленивых глиноземных полях)».

Но разум побеждают метафора, красота и количество растений. Рай точно должен выглядеть так, как сад Параду Золя.

Если говорить о проступке, то не сам проступок привлек внимание, а нечто другое. Именно — трагедия человека, который не умеет делать что-то другое, кроме как следовать избранному когда-то в качестве основного призванию.

Вот уж когда человека мотает со страшной силой! Невозможность шагнуть на ступень выше или чуть в сторону, чтобы посмотреть на ситуацию под другим углом, не побояться что-то изменить, ведет к тому, что опускается этот человек все ниже и ниже, лишь бы «сохранить место», остаться при своем статусе, в понятных обстоятельствах.

Источник фото: http://www.famousauthors.org,http://avidreaders.ru/


Похожие статьи