Внеклассное чтение: «Призрак оперы»
Между тем, у «Призрака оперы» существует литературная основа, и, познакомившись с ней, понимаешь, какой путь может пройти произведение, что с ним происходит , чего его лишают и как дополняют. Адаптация романа под законы музыкального театра, зрелища чаще всего происходит весьма беспощадно для первоначального материала: остаются в основном лишь ключевые персонажи, сохраняются кульминационные моменты драмы и весьма причудливо может видоизменить сюжет, который нельзя сказать, что совсем уж не соответствует первоисточнику, однако может стать весьма вольной его трактовкой. В который раз убеждаешься: посмотрев мюзикл или оперу совершенно не стоит полагать, что имеешь представление о произведении в принципе.
Однозначно, «Собор парижской богоматери» Гюго — это совсем не мюзикл Нотр-дам де Пари, «Сцены из жизни богемы» Мюрже тоже лишь приблизительно похожи на бессмертное творение Пуччини и т. д.
Список этот можно продолжать достаточно долго, но поскольку сейчас речь о «Призраке оперы», то именно книгу о загадочной истории таинственного человека, обладавшего массой знаний во многих областях и наводившего ужас на служащих парижского оперного театра, сумевшего облечь своё существование в личину сверхъестественного хочется вывести из тени безусловно яркого и запоминающегося сценического воплощения, ибо книга оказалась любопытной.
Автором этого готического романа, написанного в 1911 году, является французский журналист и писатель Гастон Леру — личность крайне любопытная и многогранная. Леру был очень известным репортером, получил признание благодаря своим очеркам на самые разные темы и интервью с интересными людьми своего времени и стал кавалером Ордена Почетного Легиона за свои достижения в прессе.
Некоторое время его журналистская карьера была тесно связана с Российской империей: он сопровождал тогдашнего французского президента в дипломатической поездке, а затем ещё несколько раз приезжал в Россию, путешествовал по разным городам, освещал события первой русской революции 1905 года для французских изданий, и даже сын его родился в Петербурге.
Тем не менее, творчество Леру оказалось как-то подзабыто, а ведь «Призрак оперы» — далеко не единственная его литературная удача. Леру вообще считается очень неплохим мастером детектива, что улавливаешь даже в готическом романе — предмете моего сегодняшнего внимания.
Романтика и мистика — лишь внешние стороны «Призрака...», причём не самые сильные. То есть к писателю претензий быть не может, он писал согласно представлениям своего времени, а относительно текущей реальности чрезмерная чувствительность главных романтических героев кажется почти что сказочной. Слишком много клятв, вздохов, обетов, мучений и томлений, в наш рассудочно-психологический век подобный тип платонических созависимых отношений вызывает уже не сколько сочувствие и желание следовать подобной тропой, сколько снисходительную улыбку и стремление избежать подобных страстей.
Но если ваш читательский пыл не остановят чересчур романтические отрывки, то в качестве вознаграждения вас ждёт внушительная приключенческая составляющая и очень добротный детективный сюжет.
Итак, кто же был загадочным призраком оперы? Как удавалось этой фантастической личности проделывать свои трюки? Почему певица Кристина Доэ попала в такую эмоциональную ловушку?
Гастон Леру по-видимому черпал вдохновение как в документальных фактах, так и в домыслах, но в результате сюжет получился очень и очень стройный. Все потустороннее имеет логическое объяснение, в каждом происшествии исключён элемент случайности, а по большому счёту «Призрак оперы» — гимн возможностям разума, опыта и таланта. Драма возникает тогда, когда разум вступает в противоречие с чувствами, с комплексами, особенно с делами амурными под которые, как ни старайся, стройный алгоритм действий не подведёшь, механизм, построенный на обмане и страхе, запускает только отчаяние и ненависть, но никак не любовь.
В чем, как мне показалось, выразилась неожиданная актуальность «Призрака оперы», так это именно в столь необходимой современному человеку логике объяснения так называемого «сверхъестественного». Чуть больше знаний, больше желания понять природу вещей, и мракобесия стало бы куда меньше. Даже как-то обидно за современного человека, что достаточно старые трюки продолжают влиять на его сознание. Другое дело, что новое время даёт манипуляторам новые технологии, изобретаются более хитроумные и незаметные тросы, которые поддерживают мнимо левитирующего, по-настоящему летать по-прежнему никто не может.
И читая страницы о том, как Призрак умело пользовался экзальтацией Кристины, всячески инспирировал и поддерживал ее, невольно задумываешься о создателях групп смерти в соцсетях или основателях современных сект. Основательно подойти к выбору жертвы, изучить ее комплексы, страхи и желания и в дальнейшем умело плести из них паутину — Гастон Леру создаёт потрясающе понятные портреты зверя и добычи. Так что иногда не стоит списывать со счетов современности и глубины некоторые литературные произведения, которые, согласно стереотипам, служат лишь для развлечения почтенной публики. Хотя в случае с «Призраком оперы» и захватывающая составляющая на высоте.
Источник фото: https://www.e-reading.club, https://alchetron.com/