ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ. ПОВЕСТИ.
Разница ощутилась сразу. Фильм такой лиричный, романтичный и почти что сказочный, он — настоящий подарок для женщины, которая хочет верить в лучшее и не замечать очевидного. Книга — жесткая, местами очень натуралистичная, даже странно было осознавать, что это та же самая Москва, та же самая страна и те же героини. Создается ощущение, что из сценария фильма вытряхнули всю сказку, все, над чем можно поплакать, обнявшись, и суховато, деловито и доходчиво объяснили, как и что работает и в отношениях, и в карьере, и вообще в жизни. Почему Катерина получила свою должность, что она вообще искала и не находила в мужчинах, что из себя представляют Гоша, Людмила, Александра и некоторые другие герои, которые в фильм не попали — в книге этой дополнительной информации вроде бы и не так много, но она очень емкая. Вообще, парадоксальным образом получается, что в достаточно короткой книге все самое главное выявляется быстрее, четче, нежели в двухсерийном, ярком и насыщенном диалогами фильме.
Словно бы Черных описывал все по-мужски, а Меньшов ставил более мягко, для женщин. И вот буквально на днях попалась статья, в которой Владимир Меньшов рассказал, что внес в сценарий Черных 44 поправки. 44 шага от железной логики до наивного, но невероятного очарования и обратно.
Однако «Москва...» — лишь одно произведение из сборника, так что знакомство с творчеством Валентина Черных оказалось очень впечатляющим. Вообще, глядя на фильмографию этого драматурга и сценариста, поражаешься, как много среди его киноработ известных и любимых, но читать каждую из его повестей — значит, совершать открытия, узнавать знакомых героев с новой стороны, по поводу неэкранизированных искренне сокрушаться и с удивлением узнавать, что кое-что из прочитанного экранизировано, а ты никогда и не слышала о таких фильмах.
Вот, к примеру, «Меценат». Замечательная, яркая зарисовка из сельской жизни о любовной страсти женатого мужчины и отчаянно выделяющейся на фоне остальных жителей села модистки, обернутая фантиком еще одной судьбы — механика Тихомирова, который защищает чувства любящих людей, причем не только этой пары, но и, в дальнейшем, других. Оказывается, по данной повести тоже снят фильм («Культпоход в театр»), возникло желание посмотреть.
Но вот еще одну отличную, очень характерную остроумную повесть — «Храбрый портной» — о художнике-модельере, творческом человеке, которого избрали на руководящую должность на текстильной фабрике, о том, как непросто мысли о прекрасном воплощаются в жизнь, и о многом другом — жизненном, с подлинным вызовом, с изюминкой превратили в совершенно бесцветный фильм на производственную тему «Красиво жить не запретишь», который, как только был обнаружен в фильмографии, был сразу же посмотрен и вызвал глубокое разочарование. Никакого сравнения с литературной основой не выдерживает, образ главного героя абсолютно искажен, потерян.
Захотелось освежить в памяти после прочтения и киноверсию «Выйти замуж за капитана», но вспомнив, какие актеры выбраны на главные роли в фильме, тоже невольно чувствуешь несоответствие тому, что только что прочитала. Нет, это не плохие актеры, тут просто совсем другие впечатления!
А какая интересная в книге есть повесть «Собственное мнение»! Тоже на производственную тему: столичные социологи приезжают на провинциальный завод, где проводят эксперименты и внедряют методики с целью повышения качества труда и грамотного решения кадровых вопросов. И попутно очень большое внимание уделяется теме отношений между мужчиной и женщиной.
Черных, надо сказать, вообще очень психологичен, но не в каком-то профессиональном, заумном смысле, а на очень доступном, почти бытовом уровне. Однако в устах его героев объяснения ситуаций, отношений, поступков не претендуют на догматические — это не поучения и кухонная философия, а очень точные жизненные наблюдения, немногословные фразы о самом главном, простые и понятные истины. Он любит и понимает людей — удивительное и необходимое для писателя, драматурга качество.
Я повторюсь, что огромное количество фильмов по сценариям Валентина Черных популярны и знакомы всем (помимо перечисленных это еще и «Женская собственность», «Любовь земная», «Любовь с привилегиями», «Эта женщина в окне», «Дублер начинает действовать», «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Любить по-русски» и многие другие) и еще раз порекомендую почитать именно авторские версии в литературном виде, ибо это совсем другое настроение, другая подача и неожиданно высокая актуальность.
Без 44 и более поправок, изменений и какого-либо чужого влияния. Честная, интересная, настоящая проза.