Внеклассное чтение: «Младшая Эдда»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Дать какое-то формальное определение тому, что такое есть «Младшая Эдда», очень сложно. Это отчасти художественное произведение: некоторые ее части воспринимаются вполне привычно для эпических повествований, но есть в ней и документальная, научная составляющая — немало в книге такого, что рассчитано на получение знаний.



«...У него (Тора) был сын Эйнриди, а у него — Вингетор, у Вингетора — Вингенер, у Вингенера — Моди, у Моди — Маги, у Маги — Сескев, у Сескева — Бедвиг, у Бедвига — Атри, а мы зовем его Аннан, у Атри — Итрманн, у Итрманна — Херемод, у Херемода — Скьяльдун, его мы зовем Скьёльд, у Скьяльдуна — Бьяв, мы зовем его Бьяр ,у Бьява — Ят, у Ята — Гудольв, у Гудольва — Финн, у Финна — Фридлав, мы зовем его Фридлейв, а у того был сын Волен, а мы зовем его Один. Он славился своею мудростью и всеми совершенствами. Жену его звали Фригида, а мы зовем ее Фригг».

Интересная родословная, правда? И, возможно, некоторые имена знакомы многим, даже тем, кто книг не читает. Древние боги и герои самых разных стран за последнее время оккупировали кинематограф и анимацию, их вытрясают из сборников легенд и мифов, выводят на экран за неимением достаточного количества героев актуальных.

Хорошо, если кто-то поинтересуется, а что, собственно, это за Один или Локи и найдет сборник адаптированных мифов, но есть и самый трудный путь постичь славные и бесславные дела представителей старины глубокой — древние тексты. Сложные, непривычные, порой кажется, что о них можно зубы сломать.

Образное, конечно, выражение — про зубы, но есть впечатление, что для понимания текстов, подобных «Младшей Эдде», надо как следует вооружиться и оснаститься во всех смыслах — от интеллектуального до инструментарного. Представить себя человеком языческого времени и максимально погрузиться в эпоху, походив, к примеру, с чем-нибудь сравнимым по весу с мечом с полчасика по дому. Иначе будет непросто.



«Младшая Эдда» — единственный в своем роде литературный памятник. Наряду со «Старшей Эддой» (сборником древнеисландских песен о богах и героях) «младшая сестра» является краеугольным камнем всей скандинавской и германской мифологии, ценнейшим культурно-историческим и художественным наследием.

Дать какое-то формальное определение тому, что такое есть «Младшая Эдда», очень сложно. Это отчасти художественное произведение: некоторые ее части воспринимаются вполне привычно для эпических повествований, но есть в ней и документальная, научная составляющая — немало в книге такого, что рассчитано на получение знаний. В частности, учебник для скальдов «Язык поэзии» и «Перечень размеров», который, по хорошему говоря, интересно читать будет разве что историкам и ученым. Ну или каким-то очень большим оригиналам, решившим идти в умении реконструировать любимую эпоху до конца, и не просто отрастить себе бороду и пошить исторический костюм, но и взяться слагать стихи по всем правилам, которые совсем не похожи на правила поэзии нам привычной.

Очень сложно сказать про эту книгу — интересная ли она и захватывает ли сюжет. Потому что сюжет может быть то очень выпуклым, а то исчезнуть в совершеннейших дебрях. По словам выдающегося советского филолога, доктора наук, почетного доктора Стокгольмского и Рейкьявикского университетов М. И. Стеблина-Каменского, «Кое-что в ней настолько вычурно и формалистично, что вообще совершенно непереводимо. Другое — и особенно «Видение Гюльви», лучшая часть «Младшей Эдды», — наоборот, настолько непосредственно и наивно, что трудно передается средствами современного литературного языка».

«Видение Гюльви» — это как раз самая содержательная и сюжетная часть «Младшей Эдды». Возникновение мира, его устройство, боги и богини, их деяния, подвиги, обманы и хитрости и, наконец, о грядущей гибели мира и богов и его втором рождении.

Снорри Стурлусон (а также, возможно, и его последователи, переписывавшие рукописи) проделал очень большую работу, упорядочив все, что ему было известно о фольклоре своих предков — древних исландцев. Очень основательно, подробно и не без поэтического чувства Снорре описывает космологию древних скандинавов.

Вообще, даже если по каким-то причинам старинные тексты у вас «не пойдут», стоит непременно прочитать о самой книге какие-то пояснительные материалы, ту же статью М. И. Стеблина-Каменского, ибо это невероятно интересно.

Там и попробуют объяснить название, и введут в краткий курс истории Исландии (очень рекомендую), да и рассказ об авторе — Снорри Стурлусоне крайне интересен. Очень занимательная историческая личность. Он — исландский скальд, прозаик и историограф. Помимо «Младшей Эдды» принято считать его автором «Круга земного» — обширного свода саг, посвященных норвежским конунгам от легендарных времен вплоть до 1177 года.

Снорри был одним из Стурлунгов — знатного рода, который играл очень большую роль в исландских распрях первой половины XIII века, поэтому известен не только как литератор, но и как политик — он принимал активное участие в общественной жизни Исландии. Он трижды избирался законоговорителем на альтинге (старшейшем в мире исландском парламенте), ну и конечно боролся за власть и богатство — как с прочими представителями знатных исландских родов, так и с собственными родственниками.

Читая «Эдду», понимаешь, что написанное в ней в том или ином виде встречается в сказках, легендах многих европейских народов, в книгах Толкиена и других авторов фэнтези, только время постаралось и пообтесало крайне суровые северные истории, в которых человеку современному не найти ничего отдаленно напоминающего добро, сострадание или мораль. Только стихии, только войны, победы и завоевания.

Ну а если вы пролистаете, не особо вчитываясь, «методические указания для скальдов», то я вас очень даже пойму — сама пролистала большую часть. Если вдруг втянетесь — это будет гораздо неожиданнее.

Источник фото — http://www.dv.is, http://www.ozon.ru

Похожие статьи