Внеклассное чтение: Мелкий бес
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Татьяна Мажарова

Если вам захочется почитать что-то из русской классики, причем не очень ангажированное, попробуйте поисследовать Серебряный век, причем именно прозу. Она не столь многочисленна, как стихи этого периода, но практически каждое из прозаических произведений литераторов, известных всем в большей степени, как поэты, очень занимательно и необычно.


3.jpgУже не вспомню, как я вышла на «Мелкого беса» Федора Сологуба, но, начав читать, не могла оторваться в первую очередь по причине удивления от количества «чернухи». В русской литературе чаще всего либо все-таки есть кому посопереживать, либо отношения автора к своим героям несколько скрашивает впечатление от самого нищего духом персонажа. Есть Гоголь или Салтыков-Щедрин, которые выдают целую галерею премерзких характеров, однако сатирический тон их произведений все равно не дает завыть от отчаяния.

В «Мелком бесе» сопереживать некому и безнадежность, тупость, пустота и жестокость зашкаливают. Главного героя — гимназического учителя Передонова — невозможно в описании наградить даже «мелкой душонкой». Души у этого садиста с самыми низменными инстинктами, с изъеденными подозрениями и параноидальными фантазиями мозгами нет в принципе. Окружающие, по большому счету, тоже люди, так себе, но главное, что выдает в них зараженных хронической передоновщиной, которая так же в любой момент может перейти в фазу обострения — это способность спокойно с ним уживаться. Абсолютная лояльность и приятие.

Отчего-то с самого начала чтения вспоминались «Мертвые души» Гоголя и фильм «Семь» Ильи Хржановского. Самое интересное, что аналогия с «Мертвыми душами» в определенный момент повествования словно бы обернулась изнанкой: Передонов пошел по чиновникам города с целью запросить себе индульгенцию от возможных помех в получении хорошего места. То есть тряс своей мертвой душой, пытаясь заложить, по сути, хотя бы пыль от этой тряски.

Поскольку Сологуб — один из самых известных символистов, то расхожие и выдуманные символы попадаются нам практически на каждой странице. Самый яркий из них, конечно, недотыкомка — некое мерзкое, вертлявое, грязное и назойливое существо, преследующее Передонова. Читаешь и думаешь, вот бы всех подобных персонажей настигало и пожирало собственное безумие, но нет. Мелкие бесы могут паразитировать и не давать агоний достаточно долго, потому что их кормят часто и маленькими порциями.

Отдельно хочется сказать о женщинах в этой книге. Забудьте о некрасовском одухотворенном рае с горящими избами и скачущими конями — Сологуб собрал другой букет. Несколько развеивает непроходимую безнадегу произведения приторно-эротическая линия отношений между взрослой скучающей девицей и невинным мальчишкой–гимназистом, но и то лишь как демонстрация того, как именно может начаться заражение мелкими бесами.

Источник фото: vetrov-art.ru


Похожие статьи