14° ... 14°, ветер 1 м/с
94.87
104.74
Внеклассное чтение. Мария Голованивская «Кто боится смотреть на море»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Интересно получилось с этой книгой: главная героиня которой, Майя — дама достаточно возрастная. Мало того, что в кои-то веки совершенно точно в описании говорится о чем, собственно, это произведение (иногда редакторы выносят в презентационный абзац нечто, с содержанием весьма мало связанное), так еще и буквально на днях вышедший закон об увеличении пенсионного возраста и обрамления этой темы агитационным посылом «как дольше оставаться активным и нужным» добавляет ей актуальности.

2424234234.jpg

Но сначала о главных темах этого текста. Героиня романа —пенсионерка Майя всю жизнь усердно работала и старалась делать все как надо. С самого детства привыкла быть самостоятельной и достаточно жесткой, ибо трагедии в семье не оставляли выбора. Младшая сестренка Соня фактически оказалась на попечении Майи, в то время как отец и мачеха вели разгульную жизнь. В этой заботе всегда была больше горечи и досады, нежели любви, что в принципе, вполне предсказуемо — Майе и самой было не так много лет. Она вынужденно повзрослела и в окружающем социуме понабралась типично старушечьих ворчаний и назидательных настроений по отношению к Соне, всегда считая ее беспутной, недостаточно благодарной, слабой и глупой.

Хлопоты и рутина словно бы прилипли к героине навсегда. Никакой Божьей искры в профессиональном плане, блеклая личная жизнь, отсутствие детей и близких друзей, ярких хобби — жизнь Майи оказалась весьма пуста и перегружена ядом по отношению к тем, кто умудрялся получать удовольствие от чего- либо.

А хрупкая, мечтательная Соня выросла из гадкого утенка нет, не в прекрасного лебедя, а в оригинальную творческую личность. Талантливый фотограф и художница — младшая сестра постепенно стала известна по всему миру. Соня была неразборчива в связях, рассеяна с финансами, имела немало вредных привычек, которые и погубили ее.

В 65 лет Майя становится наследницей приличного состояния и квартиры на курорте Испании. У нее есть неплохой шанс начать все сначала. Или нет?

И возвращаясь к редакторской удаче — обозначение темы Нелюбви, как главного зверя, пожирающего героиню, крайне удачно. Это действительно тяжелый и депрессивный текст, который даже теплые и сочные краски райского места действия, славных новых перспектив в конечном итоге не спасают, а делают еще более зловещим. Так долго жившей в мире злословия, внутренней несвободы и постоянных ограничений себя Майе очень тяжело выбираться из эмоционального болота. Ее, как и многих угрюмых, зажатых, наслушавшихся нелепых баекжителей постсоветского пространства раздражает европейский образ жизни, тамошние ценности.

Во всем приятном, располагающем, легком и радостном видится подвох и лицемерие, ведь судьба никогда не была благосклонна к ней самой. Обесценивание людей, вещей, явлений природы — даже того самого заветного, манящего моря, боязнь на него смотреть, вынесенная в заголовок, напоминают добровольно принимаемые самыми жесткими религиозными фанатиками обеты и аскезы.

При этом грехов у рассматриваемой души хоть отбавляй. Советовать эту книгу, легко читающуюся, кстати, наверное стоит не всем — негатив от прочтения непременно будет. Другое дело, задуматься о том, сколько подобных героине людей в собственном окружении, стоит хотя бы ради того, чтобы принять решения по поводу широты души собственной. Самоустраняться от таких людей или попробовать разморозить их — все зависит от психологических возможностей каждого. Если вы готовы поразмышлять над подобными вопросами, то книга, пожалуй, достаточно уникальна и стоит обратить на нее внимание.

Однако во время чтения порой ловишь себя на мысли, что Майя — не столь уж жизнеспособный персонаж, ее вряд ли списали с одного человека, по всей видимости автор задумала ее как квинтэссенцию неприятия радостей жизни и нелюбви. Слишком уж отвратительной она получается, почти что гротескной. Более того, периодическое стремление автора коснуться сексуальных тем в данной книге кажется достаточно странным — чувствуется некий диссонанс между классическим homo soveticus и рядом мыслей и образов, возникающих у Майи в голове. Темы секса словно бы дополнительно сгущают краски порочности героини и кажутся немного лишними.

Именно от некоторой неправдоподобности Майи более всего стало любопытно узнать, что же из себя представляет автор.
Мария Голованивская оказалась не просто писательницей, но ученым, переводчиком французской литературы, доктором филологических наук, профессором кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ.

Узнав об этом, роман воспринимаешь несколько по-другому. Честно говоря, не в пользу всех регалий автора. Профессионализм действительно ощущается, но местами налицо словно бы нарочито упрощенный вариант языка, некая «игра в понятность», ибо Голованивской, как ученому, похоже, чаще приходится соприкасаться с другими вариантами лексики. И в общем-то возраст автора еще далек от возраста данной героини — возможно в этом причина неоднозначности, странности Майи, ибо кажется, что в ней проступают как черты личности присущей одной системе ценностей, так и маркеры более нового человека.

Однако, если смотреть на данный роман еще с одной позиции, а именно — возможности и желания начинать новую жизнь в любом возрасте, проанализировать поступки главной героини, отфильтровав их на предмет ошибок, то вполне можно выудить несколько полезных психологических установок. Понятное дело, что с хорошим наследством и в теплых благополучных краях условия для начала новой жизни куда как благоприятнее. Однако ключевые моменты остаются вне места действия и легких денег: умение прощать, забывать плохое, расслабляться в конце концов, получать удовольствие от приятных мелочей и осознание ценности личного пространства, собственных интересов и устремлений. В этом «Кто боится смотреть на море», наверное, может сработать «от противного».

Похожие статьи