Внеклассное чтение: Левитан
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Многие гонятся за счастьем, яркими ощущениями, сильными эмоциями — и не могут их найти, а истинный художник может пережить целую гамму чувств, увидев рассвет, закат, старый дворик или молодую листву. Видит сам и щедро делится с другими.

411011.jpgЧаще всего выбор книги для чтения происходит спонтанно: книга либо сама находит нас, либо, следуя порыву почитать «что-нибудь романтичное», «что-нибудь серьезное», «что-нибудь модное» и. т д, мы изучаем результаты запросов в поисковиках или следуем рекомендациям друзей.

Но иногда чтение становится сугубо событийным. Происходит что-то такое, что наталкивает на мысль почитать именно о какой-то конкретной личности, о временном отрезке, о том или ином регионе мира, и достаточно часто такое имеет место, когда в нашей жизни случается настоящее интересное путешествие.

Недавно я была в Плёсе — старинном русском городе на Волге, очень красивом и сохраняющем свой внешний облик практически неизменным на протяжении последних двух столетий. Конечно, приметы цивилизации и инфраструктура в городе присутствуют, Плёс все же — место отдыха, однако там нет ни высотных домов, ни общественного транспорта. Туристам не приходится «выискивать достопримечательности» среди современных объектов и закладывать маршруты в навигатор авто, чтобы избежать пробок — Плёс можно и нужно исследовать пешком.  

Поскольку город расположен на холмах — практически любой вид в нем просто шикарен независимо от того, смотрите ли вы на реку либо просто вокруг себя. Поэтому то, что Плёс — место паломничества художников, совершенно не удивляет.

Самым главным художником, запечатлевшим город и его окрестности, по праву считается выдающийся пейзажист Исаак Левитан. В Плёсе есть памятник художнику, дом-музей, Левитановский культурный центр, кафе, в котором подают любимое печенье Исаака Ильича, и кажется, что «левитановские маркеры» в немалой степени формируют дух этого города. Как Зальцбург немыслим без Моцарта, так Плёс неразрывно связан с Левитаном.

И так же, как в случае с Моцартом, в музее живописца практически нет подлинных вещей, ему принадлежавших, ни о какой коллекции картин не может быть и речи, а многое в биографии Левитана строится на догадках, впечатлениях и домыслах. Художник после своей смерти завещал сжечь огромный архив писем к друзьям и родным, его старший брат Авель так и поступил. Кроме того, Авель Ильич, доживший до преклонных лет и прекрасно осознававший степень интереса к фигуре Левитана, тем не менее, ни разу не обмолвился о подробностях своего с братом и сестрой детства и даже не назвал никому имени матери семейства.

Повесть «Левитан» писателя, искусствоведа и краеведа Ивана Евдокимова, написанная в 1940 году, нельзя назвать строго документальной (Евдокимов опирался на достаточно небольшое количество источников, доступных ему в то время). Автору явно что-то приходилось домысливать, развивать темы в диалогах и описаниях, многое в книге кажется романтизированным, но, тем не менее, чтение оказалось очень интересным.

Евдокимову удалось поймать определенную волну, настроение, которые очень гармонируют с творчеством Левитана.

Конечно, если вы — человек абсолютно далекий от искусства, вам вряд ли придет в голову читать книгу о художнике. Но обратный эффект, я уверена, будет. Подробнее узнав о Левитане, его нелегкой судьбе, непростом характере, о людях, окружавших художника, о его всепоглощающей страсти к русской природе и стремлении запечатлеть ее на своих картинах, непременно захочется увидеть картины живописца, а также прислушаться к собственным ощущениям от восприятия природы, возможно в чем-то их пересмотреть.

Размышлений на выходе вообще получается достаточно.

Бедность, граничащая с нищетой, преследовала Левитана на протяжении практически всей его недолгой жизни. Многие талантливейшие люди того времени, составлявшие круг общения художника, тоже влачили весьма скромное существование. Случайные, копеечные заработки долгое время составляли основной доход многих известных нам русских и зарубежных художников, писателей, композиторов. Меценаты и благотворители существовали, но их щедрость была очень осторожной и продуманной. Никакой особенной благоволящей творчеству комфортной среды не существовало.

И, тем не менее, эти люди оставались яркими индивидуальностями, шли своей дорогой, творчески росли и оставили потомкам удивительные произведения. Поражают удивительная работоспособность, азарт, вдохновение того же Левитана, особенно если соотнести количество и качество сделанного им с условиями, в которых художник жил, с состоянием его физического и умственного здоровья. Нечто поразительное!

Многие гонятся за счастьем, яркими ощущениями, сильными эмоциями — и не могут их найти, а истинный художник может пережить целую гамму чувств, увидев рассвет, закат, старый дворик или молодую листву. Видит сам и щедро делится с другими.


Источник фото: isaaclevitan.ru/evdok/


Похожие статьи