Внеклассное чтение: клубок змей
Первое, что захотелось отчего-то донести потенциальным читателям этой книги — это настойчивое предложение забыть все штампы, приходящие на ум от словосочетания «французский роман». В сознании крепко укоренилось то, что французский роман — это что-то для женщин, чаще всего сентиментальное, про любовь и бедность или нелюбовь и богатство и все это — с определенной долей интриг, приключений и морализаторства.
Нобелевский лауреат Франсуа Мориак в свое время считался одним из крупнейших католических писателей. Большинство критиков видят в его произведениях явные или скрытые намеки на то, что человек без веры в душе и сердце, так или иначе, ущербен, подвержен всяческим низостям, прегрешениям, такому человеку тяжело, его сжигают страсти, он не может быть счастлив, целен и так далее.
Но не думайте, что произведения Мориака наставительно прямолинейны и выдержаны в стилистике «Молись и кайся!» Ни одного явного понукания к походу в церковь или к прочтению Библии вы не найдете. Читается Мориак с интересом и кажется очень современным, трезвым, видимо, ввиду того, что гуманистический посыл изначально является ядром любой религии, а обрядовость, стремление упорядочить частности и прочие варианты опиума для паствы иногда доходят до абсурда и явно высмеиваются автором.
Мориак чаще всего писал о мужчинах или от имени мужчин — это еще одна особенность, которую хочется отметить, именно поэтому я первым делом попыталась изгнать «женский дух» и настоятельно порекомендовать почитать книги этого автора мужчинам, причем разного возраста. А женщинам — тем более, чтобы лучше понять мужчин.
«Клубок змей» — уникальная по психологизму книга, темой которой является проблема наследства. Пожилой, больной, очень богатый, но неимоверно скупой адвокат Луи лихорадочно прокручивает в сознании все варианты мести своим родным, придумывает пути лишения их наследства, сокрытия всех объектов своего состояния. Подается это в форме дневника-исповеди, который он адресует своей жене. С первых страниц видно, как отвратительна эта задумка, сколько яда и ненависти в каждой фразе, написанной скупцом. Все свои прегрешения герой пытается объяснить за счет выставления близких в самом дурном свете, все подлые и жестокие поступки прагматично и холодно объясняются, однако на определенном этапе читатель понимает, что причины, по которым человек может стать таким действительно не могут бесконечно генерироваться только им самим.
Дурное порождает дурное, отчуждение без вариантов к сближению увеличивает пропасть между людьми, желание управлять другими непременно вызывает в них страх и ненависть от попадания в зависимость. «Клубок змей» — прекрасная метафора, которую выводит герой, однако ее значение меняется по ходу его размышлений: сперва ему кажется, что его сердце давно оплетено этим клубком и он изначально не мог быть иным, затем в сплетении гадов ему видятся родственники, желающие его смерти и денег, а в итоге как-то получается, что именно обстоятельства, страхи, обязательства, ложь и прочие страсти в большой семье стали этим отвратительным сплетением.
Впрочем, иногда героя становится жаль. Не сумев построить доверительных душевных отношений со своими близкими, он оказывается в ситуации, когда богатство, собственность становятся его единственной, как ему кажется (и как может показаться тысячам других стариков), защитой от вероломных поступков. В своих воспоминаниях адвокат отыскивает несколько людей, к которым он испытывал относительно теплые чувства и даже как-то возвышал себя, оправдывал и давал себе надежды, что мог любить и быть великодушным. Но что это была за галерея образов: умершая в детстве дочка, неприхотливый племянник-сирота, мальчишкой погибший на войне, набожный юноша-аббат, внебрачный сын, которого он никогда не видел — все существа почти бессловесные, эпизодические, ничего не требовавшие, простые, бесхитростные, а то и вовсе нарисованные воображением. У настоящих, живых людей, которые были рядом всегда, со страстями и неидеальными характерами, шансов не было совсем.
О скупцах написано немало книг, но настольно-агонистического желания запихать все в свой гроб и унести в никуда, лично я не припоминаю. Как жадно, лихорадочно герой перебивает и отметает варианты избавления от состояния каким угодно образом — лишь бы не досталось ни детям, ни внукам. Его кидает от благотворительности к расточительности, но и эти варианты отметаются.
Что же происходит в конце концов, рассказывать нет смысла. Просто прочтите очень хорошую книгу о весьма распространенном типе семьи, и если вдруг начнете узнавать себя — ищите хотя бы один «змеиный хвост» и попытайтесь распутать свой клубок.
Источник фото: www.babelio.com