Внеклассное чтение: история подлинного джаза
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Совсем скоро в нашем городе состоится фестиваль очередной «Джаз-май». Благодаря его организаторам и всем неравнодушным людям, атмосфера ожидания этого праздника музыки в городе начинает ощущаться задолго до фестивальных дней. И сегодня мой рассказ — о книге, которая может стать еще одним ключом к пониманию джазовой музыки.

23.jpg

Француз Юго Панасье был влиятельным музыкальным критиком, рекорд-продюсером и импрессарио традиционных джазовых оркестров и, безусловно, прекрасным знатоком и активным пропагандистом джаза.

Крайне необычная и резкая книга: буквально с первых страниц автор, не жалея слов и эмоций, настраивает читателя на свою точку зрения, которая заключается в том, что настоящий джаз — это исключительно «черная» музыка, белые же музыканты могут научиться «говорить на этом языке(!) и даже сносно играть, но все равно каждому из них ни за что не сравниться с черными парнями-джазистами.

Панасье проводит исторический экскурс по возникновению данного направления музыки, называет ключевые фигуры каждого периода развития джаза. В каждой главе есть обзор социальной обстановки данного отрезка времени и ее прямого влияния на видоизменения, происходящие с джазом, немало симпатичных деталей, описание мест действий. Весьма доступно и ярко объясняя, что такое классный свинг, хорошая импровизация, настоящий джем-сейшн, ярко и страстно описывая «правильное» звучание каждого инструмента джазового коллектива, описывая различие исполнительских манер, критик-пурист в то же самое время периодически захлебывается от негодования по поводу всего новаторского, громит и слишком слащавые, попсовые подделки на примере диксилендов и холодные, вычурные танценепригодные эксперименты музыкантов бибопа.

Он тепло и восторженно рассказывает, например, о Луи Армстронге, Коулмене Хокинсе, Дюке Эллингтоне, Джонни Ходжесе, Каунте Бейси и в то же время оставляет не очень много шансов таким «заблудшим душам», как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, своим мастерством вызвавшим появление огромного числа подражателей, «которые восхищались их виртуозностью и «хотели делать так же», и главным образом среди белых, ибо последние уже поняли, что им гораздо легче одолеть быстрые пассажи в духе Гиллеспи и Паркера, чем добиться яркого звучания, выразительной силы и непрерывного свинга, свойственных Луи Армстронгу или Джонни Ходжесу. Но Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи были очень талантливыми музыкантами и при этом формировались под влиянием выдающихся джазменов, что находило отражение в их игре. Молодые же музыканты «бопа» вдохновлялись исключительно манерой Паркера и Гиллеспи, а негритянские boppers учились в Джульярдской школе, усваивая таким образом манеру белых. Поэтому их музыка сохранила лишь отдаленную связь с джазом».

Надежды на спасение по Панасье все же были у Телониуса Монка:

«Телониус Монк, один из немногих «боповцев», не порвавших связи с джазом, однажды попробовал убедить своего друга Гиллеспи, что ударник «би-бопа» играет неправильно: «Ведь твое сердце бьется ровно, а не рывками. Почему же ты хочешь, чтобы сердце твоей музыки работало в таком безрассудном ритме? Если бы это было твое сердце, тебе скоро пришел бы конец». Гиллеспи не нашел, что ответить».

Музыканты трансформировавшие бибоп в «кул» — Джерри Маллиган, Чет Бейкер, Modern Jazz Quartet стройным рядом идут как отцы джазового регресса, а уж музыку Майлза Дэвиса Панасье считает лишь пригодной для озвучки европейских фильмов ужасов.

«История подлинного джаза» — настоящий катехизис, не принимающий изменений и дополнений. Многие написанные Панасье выводы кажутся сейчас по меньшей мере странными и архаичными, но прочитать эту книгу я бы сказала, очень полезно для понимания джазовой музыки. Как знать звучание шекспировского английского, прекрасно понимая, что так в англоязычном мире уже никто не говорит, как знать классическую школу рисования и перед тем, как начать создавать предметы современного искусства все же ходить в музей и копировать картины старых мастеров.

Единственное, что слегка утомляет в книге — обилие имен и дат, речь в большей степени шла об оркестрах, и Панасье не забывал ни одного участника образцовых на его взгляд коллективов. Однако даже в этом можно найти свою романтику. Какие шикарные и штучные у музыкантов были имена и прозвища! Как становится грустно от указанных около этих имен дат в скобочках: подавляющее большинство отличных музыкантов проживали лет 40-45, а многие и меньше того. Мы много знаем о смертях рок-звезд, часто завязанных на побочных эффектах финансового благополучия и пресыщенности, у джазменов же картина совершенно иная : нужда, болезни, несчастные случаи — часто все это было элементарно завязано на расовой принадлежности и социальном статусе.

Интересно, что «История подлинного джаза» вышла в СССР в 1978 году, когда, казалось бы, джаз в стране особо не приветствовался, однако предисловие к книге — тоже весьма интересное и информативное. Ну конечно, не обошлось без выводов о «сложностях, переживаемые западной культурой с ее многочисленными и неразрешимыми проблемами», однако есть немало здравых соображений и отсылок к другим литературным источникам о джазе на русском языке, что может быть весьма интересно всем любителям музыки.

Источник фото: http://3.bp.blogspot.com


Похожие статьи