Внеклассное чтение. Ирина Грекова «Вдовий пароход»
Чтение литературы о Великой Отечественной войне и послевоенных годах по-прежнему является одной из возможностей прочувствовать ту эпоху и ее настроения, понять, что помогало бороться, жить и надеяться на лучшее людям, на чью долю выпало немало трагических испытаний.
Особенно ценны свидетельства писателей, своими глазами наблюдавших картины жизни того времени. Пусть даже их проза не документальна в полном смысле этого слова, но главные герои часто имели в качестве прототипов реальных людей, а истории, лежащие в основе повестей, романов и рассказов тоже имели место быть, ибо такое сложно выдумать.
Книга, о которой хочется рассказать сегодня, официально признания не имела, не пропагандировалась в качестве знакового произведения на военную тематику, не экранизировалась в советское время, хотя ее автор была уважаемым и известным человеком в стране. У рядовых читателей, которым посчастливилось познакомиться с прозой Ирины Грековой еще в советское время, произведения имели огромный успех.
Ирина Грекова — литературный псевдоним Елены Сергеевны Вентцель, которая по основной своей профессии была математиком. Доктор технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, автор учебника «Теория вероятностей», книги по теории игр и множества других научных работ, преподаватель факультета вооружения Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского — выдающийся ученый Елена Вентцель была еще и «лириком».
В отличие от блестящей карьеры и высоких оценок в сфере научной деятельности, труды Вентцель как прозаика широкой огласки не получали. Судьбы многих ее произведений были непростыми: порой от написания до публикации проходили десятилетия — обычная ситуация времен оттепели и застоя. Например, для публикации «Вдовьего парохода», писательнице потребовалось более 10 лет, а ряд других произведений пролежало «в столе» раза в два, а то и в три дольше.
Все дело в том, что проза Вентцель-Грековой (псевдоним, кстати, выбран не случайно, как истинный математик Елена Сергеевна отдала таким образом дань игреку — одному из популярных обозначений переменных) была очень честной, человечной, лишенной политико-идеологической нагрузки, а темы, затрагиваемые в ее произведениях — зачастую весьма острыми. Ирину Грекову интересовали люди самые разные: представители научной среды, военная интеллигенция, заводские рабочие, учителя, парикмахеры, дворники — все они становились героями ее произведений.
Не только профессиональные и житейские истории и коллизии, но, главным образом, нравственные ориентиры, мотивы тех или иных поступков, проблемы выбора и прочие психологические моменты в жизни обычного человека интересовали писательницу.
Сюжет «Вдовьего парохода» построен на описании судеб нескольких женщин, живших в одной московской коммунальной квартире в послевоенное время. Достаточно нестандартно ведется повествование: иногда события описывает автор, иногда мы видим происходящее глазами одной из этих женщин — Ольги Ивановны. Именно с ее рассказа начинается книга.
Где-то в середине войны муж Ольги погибает на фронте. Она живет в Москве с пожилой матерью и дочерью-подростком, семья уже привыкает к ежедневным воздушным тревогам в городе, сложным бытовым условиям, перебоям с продуктами и бомбежкам. Ольга и ее домочадцы даже перестают реагировать на приказы скрыться в бомбоубежище, и однажды это приводит к чудовищной трагедии: бомба попадает в их дом, дочь и мать Ольги гибнут, а сама она надолго оказывается в больнице, в гипсе, ибо был серьезно травмирован позвоночник. Долгая и тяжелая борьба за жизнь Ольги, проведенная врачами — только первый этап испытаний. Ей предстоит огромнейшая внутренняя борьба с собой, своими воспоминаниями, скорбью, пустотой, одиночеством. Обретение нового смысла жизни, адаптация к своему физическому состоянию (Ольга стала инвалидом), относительное душевное равновесие — все это приходит не сразу.
То, как это происходит, и что именно способствует возрождению не просто интереса, а настоящей жажды жизни, что дает силы и надежды человеку, становится опорой описано настолько просто, честно и пронзительно, что оглядываясь на современный мир с его экзистенциальным нытьем, становится неловко.
Почувствовать относительную устойчивость в своей новой жизни, в какой-то степени «закалиться» Ольге помогает в том числе и непростое соседство с очень разными женщинами. Получив на новой работе комнату в коммунальной квартире, она становится членом в какой-то степени навязанной, чаще всего недружелюбной, склочной, но все-таки семьи. У каждой из обитательниц этой квартиры есть причины быть обозленными, мелочными, своенравными как есть и возможности быть милосердными, душевными, Буквально каждый день они делают выбор, чаще всего — не такой уж правильный по отношению друг к другу, но в какой-то степени каждую из них можно понять.
Это либо вдовы, либо так и не познавшие счастья супружества и материнства по самым разным причинам женщины, некоторые из них изнурены тяжелым трудом, другие опустошены разрушенными иллюзиями, но все-таки когда рядом есть живая душа, глядишь — и не такой постылой становится даже самая жалкая и серая жизнь.
По мере развития сюжета на первый план выходит еще одна героиня — обитательница коммуналки — Анфиса Громова. Это единственная из всех женщин, побывавшая на фронте, единственная, кто начинала свое житье в этой квартире до войны вместе с супругом, единственная, у кого впоследствии появился сын. По сравнению с другими жилицами «Вдовьего парохода» у Анфисы, казалось бы, было куда больше шансов обрести счастье, однако тень недавно прошедшей войны так или иначе закрывала большинство возможностей наглухо.
То, что произошло впоследствии с сыном Анфисы Вадимом, что сформировало его характер и эмоциональные установки (а по сути в его лице и целого послевоенного поколения людей, воспитанных без отцов) нельзя назвать здоровым. Травма, нанесенная войной миллионам советских граждан, еще долго будет давать знать о себе. Эта книга в большей степени говорит не о героизме именно в войну, а о начале долгой и трудной реабилитации целой нации на примере отдельных людей.
Причем автор, можно сказать, ведет читателя по пути обновления, предельно конкретно обозначая самые важные этапы, а не как-то туманно и философски намекает на варианты или изображает наставника.
В случае с Ольгой Ивановной мы видим тяжело дающуюся, но все-таки положительную динамику, в случае Анфисы и ее сына — какие шаги ведут к ошибкам и провалам, в случае прочих обитательниц квартиры — что происходит, если ничего не менять вообще. Многие отмечают удивительную лаконичность Вентцель-Грековой, считают ее наиудачнейшим «побочным эффектом» научной работы писательницы. Математическая точность и концентрация на важном, отсутствие длинных предложений и пространных рассуждений, четкое проговаривание причин и следствий — да, пожалуй, это огромный плюс прозы Грековой.
Такая книга будет близка и понятна каждому, кто ее откроет. И пусть тяжелое, безысходное название произведения не станет причиной бояться его читать. Именно такие книги отрезвляют, учат и, несмотря на отсутствие счастливого опыта оставляют после прочтения очень честные, и светлые, а главное — продуктивные мысли, заставляют фильтровать эмоции и почувствовать ту самую жажду жизни. Источник фото: https://persons-journal.com/journal/759/1041