Внеклассное чтение: Илья Эренбург «Тринадцать трубок»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
«Самый европейский» советский писатель, поэт, журналист и переводчик Илья Эренбург очень любил курить трубку. Сохранилось немало фотографий, на которых Эренбург запечатлен с трубкой, немало очерков и дневниковых записей друзей и недоброжелателей, в которых упоминается, что писатель не расставался с этим предметом, но, пожалуй, ничто не демонстрирует любви к курению трубки, превратившейся в настоящую философию и даже религию для Эренбурга, как сборник его новелл «Тринадцать трубок».

1.jpg

Каждая из тринадцати историй так или иначе связана непосредственно с курительным аксессуаром, который принадлежал самым разным людям. Мало того, что все они отличаются внешним видом, так и характеры у них совершенно уникальные — все зависит от того, в чьих руках оказалась трубка, кто ее обкуривал и кто был последним державшим ее в руках.

Согласно тексту Эренбурга в конечном итоге все они оказываются у него в коллекции. За некоторые ему приходится отдавать немалые деньги, ибо по большому счету старьевщики продают не сколько предмет, сколько его историю, другие писателю совершенно безвозмездно передают знакомые, зная о его страсти, причем истории связанные с подаренными трубками ничуть не дешевле купленных.

Но не спешите думать, что эти истории будут интересны только курильщикам. Это совершенно не так. Каждая трубка в данном случае является проводником в социальный, национальный, политический, психологический мир героев. И к чести писателя очень хорошо сбалансированы настроения и даже стили, в которых выдержаны истории.

Например, первая трубка, принадлежавшая напыщенному сановнику Российской империи Виссариону Александровичу Доминантову, сперва оказалась у его секретаря, затем у старого слуги секретаря, затем — у молодого маляра, которому потерявший место старик подарил ее на улице, а затем эпоха превратила маляра в красного комиссара — таким образом предмет снова стал «начальственным».

В дальнейшем события привели к тому, что курение уже практически сломанной трубки было последним утешением сидящего в тюрьме перед расстрелом бывшего сановника Доминантова. Потрясающе получилось продемонстрировать темп и характер этого времени, какую-то неизбывную тоску, досаду, нестабильность, неуверенность. Импульсивные, одинокие и озлобленные люди, следуя за символом, пытались изменить судьбу, однако судьба каждый раз оказывалась сильнее. Очень русская тема получилась: даже большой человек не застрахован от того, чтобы стать каноническим маленьким.

2.jpg

Некоторые трубки и их истории похожи на сказки для взрослых, на легенды, мифы — настолько метафоричен их текст. Иные (как, например, история о четырехлетнем французском «коммунаре» Поле Ру, который пускал мыльные пузыри из трубки отца) невозможно читать без слез, на читательские слезы, впрочем, уже другого рода — романтические Эренбург явно уповает в сентиментальной истории о несчастной любви поэта, признаваясь: «Я люблю мелодраму — кровь и незабудки на плакате кинематографа. Я знаю, что любовь не только в ледниковых очах полубога, но и в слезящихся глазах старой собаки, ожидающей очередного пинка».

И в то же время в сборнике немало историй лукавых, сатирических, даже жестоких к любви (во время их чтения явственно вспоминается «Декамерон» Бокаччо). Не мог Эренбург не устроить остроумный оммаж и национальному характеру евреев со всеми оттенками его мудрости и псевдомудрости, рассказывая о трубке старого еврея Элезара бен Элиа.

Не щадит писатель и буржуазную мораль, рассказывая о трубках второсортного американского актера или, к примеру, бельгийского миллионера Ван Эстерпэда, который поехал в Конго и внезапно познал истины, покурив трубку с интересными ингридиентами в племени гобулу. А рассказ о трубке киевского преподавателя истории Волячки смело можно назвать авангардным, абсурдитским, очень в духе Хармса и прочих оригинальных русских советских литераторов начала XХ века. Такие разные стили и темы, тем не менее, органично уживаются под одной обложкой и служат, в общем-то, одной цели: обратить внимание на человека, на его жизнь, на то, как среда формирует его, дает и отнимает, как вступают в конфликт чувства и обязанности.

Интересно, что сборник «Тринадцать трубок» полностью не печатался с 1928 по 2001 годы, несмотря на то что Эренбург был признанным советским писателем, и темы многих из новелл вполне себе революционны по смыслу. Видимо, не слишком устраивали цензоров средства, с помощью которых Эренбург говорил о целях. Ничего гладкого, причесанного, выхолощенного. Много эмоций, цинизма, достаточно провокаций и балансировки на грани. Слишком уж неоднозначна и пестра было биография Эренбурга в начале XX века и личность его, безусловно, интересная и колоритная очень ярко проявляется в «Тринадцати трубках».

Источник фото: http://www.medved-magazine.ru/articles/Valeria_Novodvorskaya_Ilya_Erenburg.2484.html, https://fantlab.ru/edition145762

Похожие статьи