Внеклассное чтение: фанни и александр
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
«В молодости, когда сон был крепок, меня мучили отвратительные кошмары: убийства, пытки, удушья, инцест, разрушения, сумасшедший гнев ... В старости сны стали далекими от действительности, но зато добрыми, зачастую утешительными. Иногда мне снится блестящий спектакль с огромным количеством участников, музыкой, красочными декорациями. И я шепчу про себя с глубочайшим удовлетворением: "Это моя постановка. Это создал я"»,— писал Ингмар Бергман в своих воспоминаниях.

4.jpg

Один из главных фильмов режиссёра — «Фанни и Александр» был снят, когда Бергману было 63 года, и это именно то самое — декорации, краски, многофигурность, традиционность — в нем присутствуют сполна, однако рефлексии могут существовать и в таких условиях.

Существуют пятичастная и трехчасовая оскароносная киноверсии «Фанни и Александра».

Если вы смотрели второй вариант, то от всей души рекомендую почитать вам одноимённую книгу-киносценарий Бергмана, а если шедевр великого шведского кинорежиссёра вам до сей поры не был знаком, то по возможности тоже начните с книги.

Да, диалоги либо монологи повторяются в киноверсии один в один, но сценарий, который читается как роман, поможет понять очень многое, что остаётся за кадром.

Фанни и Александр — представители младшего поколения большой, богатой и влиятельной семьи Экдаль. Дети растут в эмоциональном, сердечном мире, в большой семье, они окружены заботой и любовью, но в то же время нельзя сказать, что их чересчур балуют или уделяют им какое-то повышенное внимание. У них на глазах происходят ссоры и примирения, забавные или трагические случаи, родители большей частью поглощены своими делами, многочисленные слуги — тоже, однако практически каждый из взрослых позволяет детям быть рядом, наблюдать и участвовать во всех семейных делах.

Неожиданно в семью приходит беда — умирает Оскар Экдаль, отец Фанни и Александра. Причём, как-то так получается, что осознание детьми этой беды приходит позже. Они не вполне способны понять, что такое смерть, утрата. Пышная церемония похорон и поминок вполне соответствует традициям в отношении больших событий: театральные постановки, Рождество, прочие церковные праздники — все сопряжено с визитом многочисленных родственников, соблюдением ритуалов, особым убранством дома, обильным угощением и прочим.

Даже ранимый и мечтательный Александр, начинающий видеть призрак отца, на самом деле не очень хорошо знал и понимал его, он видит скорее свои впечатления и отражение собственных чувств.

Тяжело детям становится тогда, когда их мать выходит замуж за местного епископа, в доме которого привычен совершенно другой уклад — аскеза, строгая дисциплина, эмоциональная холодность и даже неприкрытая жестокость.

В книге гораздо больше, нежели в фильме, информации об истории семьи, о том, как у Оскара и Эмили, собственно, появились дети. Есть немало занятных деталей в описании быта, отношений между прислугой и даже история той самой двери, которая разделяла дом Экдалей на две половины.

1.jpg

Читая или наблюдая эту историю на экране, невольно задумываешься, почему автор вывел в названии имена брата и сестры, ведь в повествовании им уделяется не так много места, как остальным героям и событиям. Наверное дело все-таки в том, что Фанни и Александр все ещё находятся в мире детей, они ещё не вполне срослись с организмом семьи Экдаль, не готовы ко взрослым играм и могут позволить себе импульсивные суждения, не задумываясь об интересах семьи.

Удивительно, но в сценарной версии есть ещё один интересный персонаж — Аманда, старшая сестра Фанни и Александра. Аманде 12 лет, она находится в некоем промежуточном мире — уже не совсем ребёнок, но и не взрослый человек. Ей все чаще приходиться не участвовать в детских забавах, но и взрослые дела ещё не вполне ей понятны.

Не столь ярко, как в сценарии, описано и то, что огромную долю времени семья Оскара уделяет собственному театру. В книге гораздо больше рассказывается о том, как складывались традиции их частного театра, насколько важно давать людям не только хлеб, но и зрелища, расцвечивать свою жизнь и вообще как уютен и самодостаточен может быть мир маленького города, если в нем есть люди наподобие семейства Экдаль.

Конечно, Бергман не был бы Бергманом, если бы не выпускал своих демонов даже в столь уютном произведении. Многое в творчестве этого режиссёра связано с непростыми отношениями между сыном и отцом, здесь эта линия тоже сильна.

Образ мыслей Александра ярко выделяется в этой уютной скандинавской семейной саге своей непохожестью, порой даже некой зловещей окраской.

По этой и ещё по ряду причин данная книга — киносценарий — все же должна идти в связке с фильмом, они удивительно дополняют друг друга, в то время как большинство литературных произведений вполне могут обойтись без своих экранизаций.

Источник фото: http://www.miradox.ru/node/17436https://my-hit.org/film/13729/   

Похожие статьи