Внеклассное чтение: Элизабет Страут «Оливия Киттеридж»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Оливия Киттеридж — обычная женщина из небольшого американского городка, которая всю жизнь проработала учительницей математики в местной школе. Она никогда «не позволяла себе глупостей», держалась эдакой скалой, была скупа на эмоции, но одинокой, впрочем, не была. У нее есть добрый, покладистый муж Генри, есть сын Кристофер, которого они с Генри заботливо растили, есть любимая работа. Все это есть на момент начала романа, а дальше происходит... Знаете, ничего особо не происходит, просто идет время. Эта книга об обычных людях, о многих из нас, о тех, кто живет совершенно простой жизнью — без подвигов, страстей, взлетов и падений и вообще густо сконцентрированных событий.

7.jpg

Действие романа — это фактически 25 лет жизни героини и ее близких, кроме того в канву повествования вплетаются истории других людей, иногда очень мало, казалось бы, относящиеся к миссис Киттеридж.
Оливия в принципе — нетипичная главная героиня. Ее нет на очень многих страницах книги, порой даже недоумеваешь, а где же Оливия? Но потом Элизабет Страут каждый раз просто и мудро обозначает ее присутствие.
Важным фактором в романе является возраст героев. Мы знакомимся с ними в период приближающейся старости — это очень показательный момент. Оливия, ее муж, некоторые их соседи и просто жители городка, появляющися на страницах романа, уже обречены пожинать плоды своего образа жизни, поведения, особенностей характеров. Бывает же как: сделаешь что-то — и достаточно быстро жизнь дает тебе понять, чем обернулось свое действие ( или бездействие), есть возможность извлечь быстрый урок и попытаться что-то изменить или в случае позитивной связки « причина-следствие» взять ее на заметку и действовать согласно работающей на благо схеме. В этом смысле ленивая динамика четверти века — страшная штука, практически ничего уже нельзя исправить, что испек — то и кушай, как говорится.

Оливия с вечной усталостью и издерганностью после занятий в школе к вечеру и вынужденая еще и кормить всех ужином и прибирать ожидаемо не находит добрых слов для домочадцев. Генри не сказать, чтобы сильно напрягается за день по сравнению с женой (он владелец небольшой аптеки, у него на работе все достаточно тихо и гладко, он даже может себе позволить быть слишком участливым к посторонним людям, пытается многим помочь), все же четко разделяет дом и работу, мечтает о тихих ласковых вечерах и достаточно спокойно выносит вечную раздраженность жены. Но если подумать, он мог бы свою эмоциональную энергию направить иной раз именно в семью — лишний раз помочь жене, попробовать приготовить ужин, дать ей отдохнуть, но нет — и он, и сын смирились с Оливией-локомотивом, с жесткой и властной Оливией, которая решит все проблемы сама, им словно бы выгодно просто помалкивать и не взрываться в ответ.

Годы такой практики взаимоотношений не приводят в результате ни к чему утешительному. Генри продолжает эмоционально вкладываться в других людей, Кристофер отдаляется от родителей, Оливия (оказывается, она способна!) уже в зрелом возрасте влюбляется в коллегу, но ничем не выдает своих чувств и не может позволить себе нарушить супружескую клятву, убеждая себя, что именно «нести свой крест» — единственно возможное и почетное деяние.

И вот так слой за слоем, год за годом откладываются в копилку все недосказанности, все нереализованные желания, непроговоренные вещи, все нелюбови, да и любовь тоже — и мир становится все более трудным, недружелюбным. Здоровье и силы уходят, одиночество и пустота в жизни пожилого человека — одни из самых горьких вещей на свете. А тут еще современная психологическая «прокачанность» более молодого поколения. Кто виноват во всех твоих бедах? Конечно же, мать, прежде всего она, и никто другой.

Да, Оливия — далеко неидеальный человек, читателю ясно, что за всю свою жизнь давила она на близких изрядно, однако вот те самые страницы, на которых ее как будто нет, на которых мы читаем о других людях и их судьбах, а затем возникает упоминание об Оливии — это происходит неспроста. На самом деле для многих ее характер и жизненные установки становились примером (все-таки учительница, с ней так или иначе сталкивалось много людей), опорой, многим из ее учеников намертво врезались в память ее фразы и советы. Оливия, как сейчас выражаются, несомненно крута. Ее суровость, прямолинейность и нежелание тратить время на пустяки имели не только разрушительные, но и созидательные ноты.

Не может человек быть идеальным. И практически каждый человек достоин сострадания, главное — понять его душу, мотивы его поведения.
В этом отношении роман Элизабет Страут — очень гуманистическое произведение, оно
очень ярко фокусирует внимание практически на каждом персонаже, как на личности и вызывает теплое сочувствие к человеческим несовершенствам.

Стоит отметить, что писательница в 2009 году получила пулитцеровскую премию за «Оливию Киттеридж», и вообще Элизабет Страут сравнивают с Джоном Чивером, Ричардом Йейтсом и даже называют «американским Чеховым», ее произведения неизменно входят в списки бестселлеров по обе стороны Атлантики и становятся финалистами других престижных литературных премий.

В 2014 году книга была экранизирована в виде четырехсерийного мини-сериала «Что знает Оливия?», главную роль исполнила блистательная Френсис Макдорманд, немало других замечательных актеров приняло участие в съемках, и на вручении премии « Эмми» ТВ-воплощение истории про Оливию Киттеридж получило 8 наград. Сериал также рекомендую к просмотру, он очень хорош, но и тут при всех достоинствах ТВ-продукта в сравнении книга оказалась куда как глубже, полнее и содержательнее.
Источник фото: http://www.elizabethstrout.com/

Похожие статьи