Внеклассное чтение. «Дженни Герхардт»
Недавно я услышала о книге американских философов и литературных деятелей Мортимера Адлера и Чарлза ван Дорена, которая посвящена не чему-нибудь, а именно вдумчивому общению с литературой — « Как читать книги», так в ней помимо прочего содержится достаточно простая истина, которая тем не менее не всегда очевидна: книга хорошо пойдет у вас, если вы с автором на одной волне, если язык, которым он пишет, понятен и приятен вам. Действительно, как ты не старайся прочитать пусть даже великое произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы, в какие-то обязательные списки или произведения, получающие громкие премии и признание в настоящее время, если тебе это не близко, если непонятно, ты его не осилишь, не поймешь, и не стоит себя в этом винить. Возможно, со временем что-то изменится, и пути книги и читателя пересекутся, возможно, что нет. Здесь так же, как и с людьми: главное продолжать общаться и искать своих.
И в этом смысле в который раз убеждаюсь, что произведения классической литературы, также как и классической музыки, неспроста таковыми становятся: что-то есть в них такое, что будет понятно и притягательно, несмотря на стермительно меняющееся время. Драйзер пишет размеренно, содержательно, тонко — ощущения от чтения, словно ты вышел погулять в утренний тихий лес, после бессонной ночи в шумном городе. Сюжет «Дженни Герхард» с одной стороны вроде бы уже и не совсем актуален в том смысле, который вкладывал автор во время написания, но с другой — это отличная энциклопедия нравов и тем интереснее сопоставлять размышления человека современного и человека из прошлого на какие-то сопредельные темы.
Дженни Герхардт — девушка из очень бедной американской семьи немецкого происхождения. Родители Дженни и ее братьев-сестер (в особенности — отец) верны протестантским заповедям, не привыкли жаловаться и день за днем честно работают, что, однако, не позволяет им иметь минимальную уверенность в завтрашнем дне. Многочисленная семья Герхардов беспрестанно подвергается испытаниям бедностью и безработицей. Однажды мать и Дженни находят работу уборщицами в фешенебельной гостинице своего небольшого городка. Именно там по воле случая они знакомятся с сенатором штата, который периодически останавливается и живет в этом отеле. Юная, скромная и симпатичная Дженни привлекает внимание уважаемого человека, который сперва чувствует к ней дружеское расположение и желание помочь, видя в каком катастрофическом положении находится ее семья, а затем влюбляется в девушку и начинает ухаживать за ней.
Дженни в свою очередь тоже очень расположена к сенатору, благодарность постепенно перерастает в какую-то полудетскую привязанность, затем отношения стремительно переходят в новую фазу и в результате происходит драматичная развязка. Иногда даже такого сюжета хватает на целый роман, но Драйзер закольцовывает историю: Дженни словно бы застряв в чистилище и бедности, и возникающих на ее почве отношений, у которых по разным причинам нет будущего, проходит сквозь непростые испытания, теперь уже очень затянувшиеся во времени.
Встретив молодого богача Лестера Кейна, который воспылал к ней страстью, Дженни начинает испытывать более зрелые чувства, она икренне полюбила этого человека и живет с ним долгие годы, не ропща на то, что он не стремится сделать ее законной супругой, однако социальные предрассудки не на стороне влюбленных.
Драйзер с любовью и нежностью описывает свою героиню. Такое впечталение, что эта девушка — добрый ангел своей семьи, воплощение чистоты, обаяния, любознательности, трудолюбия, самопожертвования и прочих добродетелей, однако на определенном этапе чтения начинаешь думать, что героиня у тебя не вызывает таких уж бурных восторгов, как у автора. Эдакая наивность, граничащая местами с какой-то недоразвитостью, бесхарактерность, которую автор раз за разом оправдывает то материальным состоянием и высокими стремлениями, то безграничной любовью. С одной стороны вроде бы так оно и есть, однако всячески подчеркивается, что Дженни была редкой красавицей и к тому же скромной, податливой, внушаемой, а оба ее мужчины были богаты, известны.
Тень товарно-денежных отношений все-таки стоит за происходящим, как ни старайся думать иначе. Но подобные противоречивые эмоции от чтения романа как раз дают пищу для размышлений: как время меняет суждения о том, является ли человек игрушкой в руках судьбы или самодостаточной единицей, вершащей эту судьбу, как влияют на поступки человека религиозные убеждения и семейные традиции, какую роль играет социальный статус и характер каждого героя,, каково место женщины в социуме.
Становится понятно: автор искренне был убежден, что Дженни — жертва обстоятельств, несправедливости, беспросветной бедности, но несмотря на тяжелую атмосферу книги, на ощущение какой-то невозможности счастья и гнетущего настроения неисполняющихся надежд, невозможности выйти на новый уровень для всех героев, какой-то катастрофы не случается. В мировой литературе есть немало бедных девушек, которые, совершив ошибку, платились за это самой жизнью, так и не увидев счастья. О Дженни Герхард такого сказать нельзя, ее трагедия — в постоянном ожидании обратного отсчета счастливых минут. Лестеру, кстати, как-то особо тоже не позавидуешь: десять лет настоящего счастья любви и комфорта для него тоже были отравлены этим вот «жениться — не жениться», «надо — не надо».
И вот, кстати, несмотря на то, что в романе немало вещей, на который мир давно уже смотрит по-иному, каких-то преодоленных предрассудков, измененных ценностей и отрефлексированных моментов, можно найти неожиданно острые темы дня сегодняшнего. К примеру, тема сожительства или так называемого «гражданского брака» в этом романе описана очень неплохо, другое дело, что причины такого поведения бывают разными, но суть мучений и метаний в подобных отношениях переданы очень ярко. Еще очень хочется выделить тему «что скажут люди», которая, казалось бы, в наш прогрессивный век могла бы себя и исчерпать, ан, нет! Актуальна как никогда, а у Драйзера она сквозит красной нитью в этом романе.
Хотел ли этого автор? Как бы воспринял реакцию нас, современных читателей на свои суждения и расставленные акценты? Трудно сказать. Но одно сказать можно с уверенностью — классика неисчерпаема, раз за разом она дает возможность найти новые смыслы и получать эстетическое наслаждение от слога, вкуса и глубины. Почитав Драйзера, можно возвращаться в зачастую темные и перегруженные миры современных авторов с хорошим таким зарядом нормальности.
Источник фото: Online-knigi.com,http://book-bloger.livejournal.com/15875.html