Внеклассное чтение: дафнис и хлоя
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Читая роман Лонга прямо-таки чувствуешь какое-то здоровье, отсутствие стресса и психологичности, коими перегружено наше время. Недаром Гёте в свое время писал о данном произведении: «Его полезно читать каждый год, чтобы учиться у него и каждый раз заново чувствовать его красоту».

411011.jpg

Античная литература так или иначе присутствует в нашей жизни, в основном, в детстве — в виде адаптированных мифов о богах и героях, путешествиях и диковинах. И достаточно редко мифы, трагедии и прочие жанры древней литературы проникают во взрослую жизнь, разве что в виде фрагментов общей эрудиции, годящихся для того, чтобы разгадать кроссворд. Чуть больше знают любители театрального искусства, хотя если просмотреть современный театральный репертуар, то античность появляется там редко, а если и появляется, то основательно осовремененная.

Отчего же многим кажется, что в пришедшее из глубины веков необходимо непременно вдохнуть нечто новое? Создается впечатление, что сценаристы, режиссеры и прочие творцы, транслирующие идеи, заключенные в древних произведениях, недооценивают современников. Сам первоисточник чаще всего абсолютно не нуждается в переводе с античного на актуальный, надо не полениться — и просто почитать.

Хорошо сохранившихся литературных памятников античности ведь не так много. Поэт и писатель Лонг из тех, у кого в энциклопедиях и справочниках все биографические данные сопровождаются вопросами, нет никаких портретов, и само существование его подтверждается лишь косвенно. Однако произведению повезло больше — оно хорошо сохранилось и входит в пятерку канонических греческих романов.

Дафнис и Хлоя — одна из самых знаменитых влюбленных пар всех времен и народов, чаще они ассоциируются с наивной буколистической эстетикой, с чистотой, невинностью, неким примитивом и идеализмом, а тем временем все, что происходит с героями — вполне себе школа жизни. Скорее все произведения, что гораздо позже написаны в подражание античности, выглядят более странно и нежизнеспособно, ибо с течением времени из жизни людей все больше и больше уходит природа, а именно она делала героев древних романов, их поступки и поведение такими, какими описывают авторы. Цветок в напудренном парике, веточка в руке рыцаря, закованного в тяжелые латы — это уже не природа. Безвоздушное пространство идеальных отношений, вычурное театральное поведение на фоне остального мира со всеми его простыми бытовыми явлениями — это, скорее, европейский роман 16 века, а «Дафнис и Хлоя» — очень органичное произведение. Юные герои постепенно познают мир, все, что им доступно — это наблюдения за природой, немногословное общение с окружающими их людьми труда и вдохновенные представления о тех, кто сотворил мир — о богах и всевозможных чудесных существах, им сопутствующих.

Роман наполнен всеми оттенками чувственности — от грубости до нежности, все зависит от того, насколько развиты воображение и практическое чувство у того или иного героя: кто может предложить в подарок объекту влечения прогулку в гроте нимф, а кто — несколько головок лучших сыров. Страсть тоже принимает самые разные формы — от полного незнания, куда себя деть, и боязни спугнуть красоту соприкосновением с ней до алчного желания забрать столько, сколько только можно унести. Есть в «Дафнисе и Хлое» и авантюры, и приключения и немного волшебства.

Но самое главное и необходимое современному читателю — экологичность этого романа. Описание нетронутой или облагороженной человеком природы — садов, полей, простого труда, нехитрых радостей и горестей. Недаром же многие сейчас ощущают потребность быть подальше от цивилизации, послушать тишину, освободиться от бесконечных соблазнов потребительства, перейти на простую пищу и отказаться от всего искусственного. Читая роман Лонга прямо-таки чувствуешь какое-то здоровье, отсутствие стресса и психологичности, коими перегружено наше время. Недаром Гёте в свое время писал о данном произведении: «Его полезно читать каждый год, чтобы учиться у него и каждый раз заново чувствовать его красоту».

И так непривычно для наших времен: автора в данном произведении практически не слышно, нет оценочных суждений, самолюбования, желания показать себя. Кем он был, когда и где на самом деле жил — не столь важно, важно то, чем руководствовался при написании. А это выглядит так: «... много потрудившись, четыре книги написал, в дар Эроту, нимфам и Пану, а всем людям на радость: болящему они на исцеленье, печальному на утешенье, тому, кто любил, напомнят о любви, а кто не любил, того любить научат. Ведь никто любви не избежал и не избегнет, пока есть красота и глаза, чтобы ее видеть. А мне пусть бог даст, разум сохраняя, любовь чужую описать».



Похожие статьи