Путевые заметки. Клин: в гости к Чайковскому
Эти адреса особо не «раскручиваются» официально: судя по информации в сети, с историческим наследием там обращаются до печального попустительски, а кое-где — и варварски, Вроде бы только в Демьяново — филиале музея Чайковского усилиями его сотрудников еще поддерживается какой-то порядок, хотя от прежних территорий усадьбы музею осталось меньше двух процентов.
Неплохо было бы увидеть все своими глазами, но в рамках одного дня это сделать было просто невозможно.
Поэтому мы отправились в самый известный во всем музыкальном мире Дом Чайковского, кроме которого в состав музея-заповедника входят парк и хозяйственные постройки, существовавшие еще при жизни Петра Ильича, а также административное здание, построенное в 1964 году. В нем расположены концертный зал, музыкальный архив, весь научный и технический аппарат музея, выставочные площади, кафе, билетная касса и сувенирная лавка.
Пройдя через это здание, оказываешься на территории очень симпатичного небольшого парка, одной из главных достопримечательностей которого стал еще один памятник Чайковскому, установленный в 2006 году. Композитор изображен сидящем на скамье, держащим в руках одну из партитур, а большая часть скамьи свободна — очень дружелюбный ход навстречу туристам со стороны создателей.
У памятников на высоких постаментах, огороженных цепями и символизирующих безусловное величие и недостижимые высоты, на которых находится изображаемый, есть свои цели и подведенная под них идеология. Но людям необходимы и вот такие душевные, искренние изображения великих, с которыми можно контактировать.
Наверное у каждого, кто приезжает в подобные места, есть свой Чайковский, свои переживания, вызываемые его музыкой, так что возможность оказаться на одной скамье с гением, в укрытом зеленью уголке парка, — очень важный опыт для лучшего понимания места и его настроения.
Немаловажно, что в этой локации хоть как-то слышна и музыка Чайковского, раздающаяся из динамиков, укрепленных на задней части административного здания. Я бы назвала организацию музыкального пространства и вообще какую-то куцую, второстепенную роль, отведенную собственно музыке одной из самых больших проблем музея и его несомненным минусом. Понятно, что все это следствие материальных трудностей, но пространство Чайковского без его музыки — это действительно больше мемориал, нежели что-то живое.
Объяснимо, что носители звука, выведенные на улицу, в плане качества далеки от идеала, и закреплены они так неудачно, что звук идет куда-то в сторону служебных выходов и заднего двора, а не в сторону прогулочных мест парка от того, что только туда, видимо, дотягиваются стандартные электрические провода, но это все очень обидно.
Мы не заказывали экскурсию, в рамках которой (как обозначено на официальном сайте музея) можно прослушать записи исполнения музыки Чайковского, (в том числе и на его рояле, находящемся в доме), но, по словам одной из сотрудниц, сейчас это вообще происходит крайне редко, разве что только для очень больших групп «по предварительной договоренности».
Нонсенс какой-то. Приезжаешь в гости «к Чайковскому», видишь его дом, его личные вещи, ноты, проникаешься настроением парка, в которым он гулял — у любого чувствующего прекрасное человека обязательно в голове начнут звучать какие-то мелодии, возникать какие-то эмоциональные образы, а музыки в пространстве и нет.
В какой-то момент одна из моих подруг не выдержала и включила музыку Чайковского с телефона (в этот момент мы были во флигеле с экспозицией, посвященной ученику композитора — М. Танееву) — так, поверьте, восприятие всего окружающего увеличилось в разы. Понятно, что постоянно звучащая музыка может действовать на работников музея, но, честно говоря, они нам показались достаточно взвинченными, раздраженными и без музыки, но об этом чуть позже.
Несколько слов о доме. Он принадлежал мировому судье Сахарову, Чайковский арендовал его в мае 1892 года вместе с парком и хозяйственными постройками. Здесь была написана 6-я Патетическая симфония, заканчивалась работа над другими крупными произведениями. Чайковский уехал отсюда и вскоре неожиданно умер в Петербурге. Сразу после смерти композитора в октябре 1893 его брат Модест Ильич и другие наследники Чайковского выкупили дом Сахарова и превратили комнаты Петра Ильича в музей. В 1897 году М.И.Чайковский и племянник композитора В. Давыдов тоже поселились в этом доме, но, не желая нарушать пространство личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и поселились там. Их комнаты (куда более изысканные и продуманные в убранстве по сравнению с почти аскетичными комнатами Петра Ильича) тоже могут увидеть все желающие.
Мы решили осмотреть дом самостоятельно без аудиогида и экскурсовода и получили весьма странный опыт. Во-первых, в музее нет вообще никаких табличек, указателей и экспликаций — очень странный момент. О том, что существует путеводитель, тоже узнаешь как-то не сразу, но его истрепанный вид просто удручал. Обычно в подобных музеях листки с информацией ламинируют и они существуют в нескольких экземплярах. Совершенно непонятно, что можно в этом музее, зато что нельзя сообщается, как только переступаешь его порог.
Это, видимо, тоже можно объяснить материальной составляющей — всем сотрудницам дома-музея словно бы постоянно приходится быть «живой сигнализацией». По сути сам дом-музей, который является сердцем всего пространства можно назвать самым тяжелым для посещения объектом с психологической точки зрения именно по этой причине — за тобой постоянно следуют по пятам. Через какое-то время ты чувствуешь себя словно бы арестантом на прогулке.
Конечно, появление неадекватных посетителей теоретически возможно даже в таком гармоничном и месте, но достаточно неприятно чувствовать себя этим потенциальным неадекватом. Из дома-музея Чайковского, одним словом, самостоятельный не входящий в группу турист выходит, я бы сказала, с некоторым облегчением. Но на общее настроение это влияет в конечном итоге незначительно. Такая личность, как Чайковский, вне всяческих сомнений мощна и притягательна, а место в целом обладает определенной энергетикой и душой, все минусы быстро забываются.
Об одной особенности территории музея-заповедника стоит упомянуть отдельно. Здесь растет немало деревьев, посаженных известными на весь мир дирижерами и исполнителями. Есть целая «Аллея музыкантов», созданная участниками, членами жюри и почетными гостями международного конкурса им, Чайковского 70-х -80-х годов.
Победители, участники и члены жюри конкурса более поздних лет, а также другие именитые музыканты сажали деревья уже точечно. Более всего впечатляет огромный дуб, посаженный Леопольдом Стоковским в 1958 году. А вот маленькая липа, посаженная целой группой знаменитостей (Ю. Башмет, Д.Мацуев, К.Хабенский и губернатор Московской области А. Воробьев) в 2016 году наводит на размышления о размерах музейного парка, осознаешь, что новые деревья в общем-то и сажать почти некуда, приходится известным гостям музея-заповедника объединяться в целые команды.
Если говорить о сувенирах, предлагаемых музейным магазинчиком, то с ними пока тоже не все хорошо. Весь ассортимент уникальных изделий, связанных именно с Чайковским, укладывается в стандартный набор: магниты, значки, закладки. Да, есть еще книги. Остальное в витринах — стандартные вещи с музыкальной символикой, которые можно заказать в китайских интернет-магазинах вдвое дешевле.
Однако позже в Клину мы посетили чудесное место — фабрика елочных игрушек «Елочка», в фирменном магазине которой среди огромного ассортимента были обнаружены и шарик с изображением Петра Ильича, и наборы игрушек, связанных с его произведениями. Вот в этом уже чувствуется творческий подход и желание сделать запоминающуюся, символическую вещь.
К сожалению, мы не успели посетить музей этой фабрики на Клинском подворье (хотя и сам магазин в каком-то смысле выглядит настоящим музеем), да и вообще в городе осталось очень много достопримечательностей, о которых неплохо бы узнать подробнее.
Клин по-особенному зазвучал в наших сердцах и, конечно, в первую очередь после его посещения хочется слушать и слушать музыку Петра Ильича — возможно, это и есть самый главный эффект от поездки.
Автор фото Квитко Елена