Путевые заметки. Клин: нераскрытый потенциал
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Если вы приезжаете в какой-нибудь небольшой русский город, выходите на железнодорожной станции и видите памятник или бюст Ильича около здания вокзала, то в этом нет ничего удивительного. Все Ильичи похожи один на другого как две капли воды и редко могут запомниться чем-то.

8.JPG

Лишь один город является исключением — Клин, где совершенно особенный Ильич с перрона скромно и в то же время с достоинством взирает на проходящих пассажиров.

Просто это Петр Ильич. Чайковский. Именно «к нему» чаще всего стремятся туристы из столиц (и не только), выбирающие Клин своим маршрутом выходного дня.

Этот небольшой провинциальный город не столь популярен как, например, города Золотого кольца или подмосковные локации с православными святынями (судя по количеству еженедельных экскурсий от разных туроператоров) — и совершенно незаслуженно.

Одного имени великого Чайковского, в принципе, уже достаточно для того, чтобы собраться в путь, ведь Государственный мемориальный музей-заповедник композитора — место удивительное, одно из немногих, сохранивших подлинную обстановку, документы и личные вещи Чайковского. Но по факту оказывается, что симпатичных и интересных мест в городе и его окрестностях хватит на несколько дней экскурсионного интенсива.

Отличная транспортная доступность — большой плюс: с Ленинградского вокзала до Клина часто ездят электрички разной степени комфортности, время в пути занимает от часа до двух, стоимость билета от 220 до 300 рублей. Далеко не во все интересные места Подмосковья можно добраться по железной дороге (соответственно, без пробок и вообще всех связанных с автомобилем проблем), а в Клин — пожалуйста.

IMG_1824.JPG

Хотя в свое время именно появление Николаевской железной дороги сильно изменило городской уклад Клина, бывшего до той поры важным транзитным пунктом.

В 1702 году Указом Петра I в Клину был учреждён почтовый ям, а жителям города определили занятие извозом и ямским почтовым делом. Постоялые дворы, торговые ряды, продовольственные склады, винные погреба — всего было в изобилии в Клину.

Кстати, путешествие из Петербурга в Москву нашего земляка Александра Радищева тоже не обошлось без посещения Клина. В одноименной повести есть глава, описывающая трогательный случай на почтовом дворе, где автор слушал пение слепого старика. Здание Клинского Почтового двора сохранилось и, что интересно, с момента его постройки до наших дней в нем всегда располагалась почта.

Оставить же неизменной оживленность города при появлении железной дороги, конечно, не удалось — с конца XIХ века Клин стал тихим и провинциальным. Но возможно именно факторы тишины и уединения стали одними из главных для Чайковского, снимавшего в Клину и окрестностях разные усадьбы и дома, последний из которых и стал впоследствии музеем.

IMG_2110.JPG

Парадоксальным образом следующий этап «дорожной» цивилизации — автотрасса Москва-Санкт-Петербург проходит в непосредственной близости с музеем-заповедником, так что в нынешнее время за тишиной именно в эти места ехать бессмысленно (подумали мы, поворачивая с достаточно тихой улицы к главному входу в музей под грохот фур и грузовиков). Хорошо, что впоследствии оказалось, что ошиблись — на территории музея-заповедника город не слышно.

Надо сказать, что маршрутки и автобусы, везущие «к Чайковскому» найти достаточно просто, но сделать это можно исключительно вербально.

Казалось бы, с первых шагов в городе можно было бы организовать указатели, причём на нескольких языках, все-таки Чайковский — мировая величина и иностранцы достаточно часто приезжают в Клин, но, увы.

Привокзальную площадь Клина хочется покинуть как можно скорее — достаточно неуютное пространство. Здания бизнес-центров, фастфуд, ярко раскрашенные двери организаций микрофинансирования, неработающий фонтан, ряды запаркованных машин и горы мусора — именно с этого начинается знакомство с городом.

Так и представляешь физиономии англоязычных туристов, сопоставляющих звучание названия города и английское сlean (чистый) c действующим положением вещей.

Пока вы едете к дому-музею Чайковского в маршрутке, то можете увидеть из окна почти все основные достопримечательности Клина как перечисляемые в путеводителях (Верстовой столб, фонтан «Девочка-грибница», главки церквей, памятник Шестой симфонии Чайковского, написанной композитором в Клину, Почтовый двор, Краеведческий музей), так и «нечаянные» интересности советского периода вроде монструозного здания дома быта «Элегант».

IMG_2129.JPG

Хотя, признаюсь, высматривала я другое, а именно какие-то современные визуально-цепляющие, туристическо-привлекательные маркеры вроде тиражированного облика Петра Ильича, музыкальных символов, какого-то интегрированного в город музыкального настроения — нет, пока что Клину очень далеко до Зальцбурга с Моцартом или Бонна с Бетховеном.

Позже, после прогулки по центру города можно сказать, что сейчас Клин производит скорее впечатление несколько заброшенного заповедника советского периода, однако потенциал у города даже на беглый взгляд заезжего туриста есть — и хороший.

Дело в том, что историческая часть Клина осталась малоэтажной, что, несомненно, является преимуществом. Если выражаться метафорически, то для красивой улыбки этого города достаточно лечения и ухода — нет необходимости вырывать уродливые бетонно-стеклянные несоразмерные «зубы».

Архитектурный темп, при котором возможно увидеть и ближайшую улицу примерно одинаковой этажности в перспективе и ожидать сюрпризов при поворотах на другие улицы (а не когда тебя за сотни метров уже ставят перед фактом разновысотной застройки), оказывается очень гармоничным, в Пензе мы от такого уже почти отвыкли.

В центре города, около Троицкого собора (который выглядит скорее не как храм, а как памятник беспощадности смен эпох — на фасаде наряду с оставшимися с Пасхи буквами ХВ соседствует надпись советских времен «Дом культуры», а табличка с адресом гласит: Соборная (Советская) площадь, д 18) стоит памятник Чайковскому, установленный в 1995 году.

Интересно, что год назад вокруг этого памятника разгорелись нешуточные страсти: чиновники хотели его демонтировать и перенести в отдаленный район, установив на освободившемся месте новый объект — памятный щит к 700-летию города с изображением ключевых для Клина исторических персонажей.

Тогда клинчане отстояли памятник, а новая достопримечательность (гораздо более сомнительная с художественной точки зрения) преспокойно разместилась поодаль в этом же сквере.

Продолжение следует…

Фото автора


Похожие статьи