Почти редкая бабочка
Что в первую очередь может вызвать желание посмотреть дебютный фильм неизвестного вам режиссера? Для кого-то — громкие имена актеров, кому-то интересно количество логотипов престижных фестивалей на постере, кто-то заинтересуется темой, заявленной в краткой аннотации. Но если говорить о «Редкой бабочке», то скорее всего все начнётся с постера или трейлера: обещание того, что будет как минимум красиво, интригует и подкупает.
И самое главное, что именно это ожидание оправдывается: редкий случай, когда трейлер не содержит все самые интересные и красивые кадры, а просто заявляет о существовании фильма и знакомит с его общей эстетикой. Снятая в австралийском городке Голд-Кост позапрошлым летом, картина с первого до последнего кадра дарит щемящее ощущение того, что райские места в нашем несовершенном мире существуют.
Несмотря на то, что подобное место действия совершенно не гарантирует спокойного существования и в данном случае является фоном для драмы, все-таки природа дает мощный терапевтический эффект.
А если добавить ещё и отличную работу художника-постановщика, художниками по костюмам, реквизитора и прочих людей, призванных визуально увлечь в создаваемую на экране историю, то в канве такого объема красоты любая эмоция неизбежно приобретает эстетичный характер.
Красиво и страдают, и преследуют, и подличают, и бездействуют.
В цeнтрe внимaния фильма история вдовца Эла (Юэн Лeсли) и eго сынa Финa (Эд Оксeнбульд). После трагедии, которая произошла в семье — ухода из жизни главной для этих двоих женщины — жены и матери, они жили под одной крышей словно бы в параллельных вселенных, перебрасываясь лишь парой фраз в основном связанных с бытовыми вопросами.
Подросток сделал из своей комнаты некую творческую и архивную мастерскую, содержащуюся в образцовом порядке. Фин делает яркие коллажи, с выдумкой и вкусом оформляет дорогие его сердцу свидетельства каждого яркого события своей жизни.
Правда в основном это — мемориальные работы, Фин посвящает их памяти своей мамы. А ещё он увлекается ловлей и коллекционированием бабочек и других насекомых и иногда использует их яркие крылья при оформлении своих поделок. Кроме того, в лесу есть тайное место, которое чувствительный и романтичный подросток превращает в своеобразный храм своих переживаний.
Эл — преподаватель в колледже. У него нет ни времени, ни желания проживать своё горе так, как это делает его сын, все-таки он взрослый и вроде как не к лицу взрослому человеку раскачивать в себе эмоции. Такое впечатление, что он просто сжёг все свидетельства произошедшего, не учтя что часть материала была слишком сырой. Внутри Эла горе словно бы тлеет и гниет, не давая ему дышать в полную силу; он даже завёл роман со студенткой, не принёсший однако ничего кроме проблем.
Между отцом и сыном — пропасть, которая становится ещё шире, когда неподалёку поселяется новая соседка. Эвелин Грэй ( Мелисса Джордж) — бывшая артистка бурлеска, чьи женственность и сексуальность вкупе с лёгким жизнерадостным характером с первых минут очаровывают сначала Фина, а затем и Эла. Отец и сын знакомятся с Эвелин в разное время и при разных обстоятельствах, не подозревая, что впереди у них вдобавок ко всем существующим недомолвкам и отчуждению ещё и борьба за внимание прекрасной соседки.
«Редкая бабочка», безусловно, очень женский фильм. Даже в провокационных моментах романтичность, фантазия побеждают грубый натурализм. Присцилла Кэмерон, похоже, искренне считает, что мужчины могут плакать, мечтать, быть чувствительными к красоте и носить в своём сердце образ «девушки мечты».
Если зритель мужского пола допускает подобное, то этот фильм определённо посмотреть стоит и им.
Образ Эвелин Грэй определённо может войти в когорту ролевых киномоделей тех самых dream girls. Она — пин-ап совершенство и при этом лишена совсем уж скучного бытового бэкграунда. Часть ее дома - это сад, оранжерея (создатели фильма сделали ее хозяйкой цветочного магазина), по которому она катается на роликах золотого цвета. Она сексапильна, очень проста в общении, легко идёт на контакт, но не является доступной. У неё богатая фантазия, но на земле стоит крепко.
Ее поступки, жесты, то, как она говорит и вещи, которыми себя окружает — все это безусловно не лишено театральности, но смотрится очень гармонично. Смотришь на неё и понимаешь, что быть такой женщиной — редкий дар. Не удивительно, что оба главных героя - зрителя этого жизненного представления теряют голову мгновенно.
Интересно, что действие происходит в достаточно неопределенное по годам время, однозначно только одно: время это ушло, ибо оно нецифровое. Проводные телефоны, пленочный фотоаппарат, отсутствие компьютеров и много чего-то рукотворного, штучного — странно, но вкупе с яркими фантазийными кадрами, иллюстрирующими мечты или фантазии главных героев все это становится магическим реализмом.
В принципе фильм мог бы стать идеальным, если бы авторы в один момент не поддались искушению усилить мелодраматический эффект и к двойной мужской горечи добавили ещё и женскую. Очень любопытно было бы увидеть, как герои справляются и выпутываются из обстоятельств без обострения ситуации, но, похоже режиссёр ставила себе цель, чтобы гром грянул и мужики перекрестились в рамках обычного полного метра.
Если бы не этот традиционный ход, то «Бабочка» Присциллы Кэмерон была бы стопроцентно очень редкой, ибо у фильма был и неплохой черно-комедийный потенциал, совершенно не мешавший развивать драматическую линию. Получилось же, что обостренная сентиментальность усилила эффект театра в том плане, что декорации, костюмы и гиперэмоции стали заметны — стала проступать фальшь созданного прекрасного мира. На все цветы в кадре словно бы начинается аллергия, а количество ярких вещей кажется избыточным, хочется их повыкидывать.
Впрочем, в одной из сцен, героиня этим и занимается — складывает в чёрный мусорный мешок блестящие и яркие аксессуары. Таким образом фильм словно бы не определился, чему в большей степени он служит: иллюзиям или их разрушению.