-2° ... -5°, ветер 2 м/с
97.55
106.14
Ольга Елисеева «Повседневная жизнь русских литературных героев. XVIII — первая треть XIX века»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В последнее время то и дело поднимается вопрос изменений в программе по русской литературе в средней школе. Инициаторами изъятия из школьной программы «сложных» или «опасных» произведений становятся то депутаты Госдумы, то представители РПЦ.



Русские классики периодически кому-то не угождают, в том числе и своей «несовременностью». Думаю, многие слышали об инициативе чиновника из Санкт-Петербурга о включении в школьную программу серии книг о Гарри Поттере, мол, такое дети будут читать с удовольствием, не то, что классику. А еще есть направление «патриотизации» школьной литературы, то есть с произведениями русских классиков тоже непременно что-то произойдет: либо их надо будет читать согласно расставленным заранее акцентам (что уже было), либо некоторые из них, опять же, придется исключать из программы.

Остается искренне надеяться, что все подобные заявления по поводу школьной программы по литературе относятся к жанру «взбодрить народ и увести от более важных тем» и никогда не воплотятся в жизнь.

А тем, кому русская классика по каким-то причинам, возможно идущим из детства, кажется скучной и неактуальной и, конечно же, тем, кто эти произведения очень любит и хочет интересных подробностей (в общем – всем-всем), от всего сердца рекомендую к прочтению книгу историка Ольги Елисеевой «Повседневная жизнь русских литературных героев. XVIII — первая треть XIX века».



В зависимости от того, кому что было ближе в школьной программе, — литература или история данного периода, сформировались какое-то представление о той или иной эпохе в России. Мне, например, литература всегда была ближе, а история казалась несколько суховатой и перегруженной датами, поэтому данная книга в первую очередь оказалась для меня открытием в историческом контексте.

Оказывается, у многих вымышленных персонажей были исторические прототипы, которые если не полностью, то частично «делились» и обликом, и чертами характера, и случаями из жизни с персонажами благодаря авторам, а многие детали известных произведений являются ценными историческими свидетельствами, которые, правда, без помощи проводника не сразу выявишь.

Ольга Елисеева мастерски живописует быт, нравы, характеры литературных героев Фонвизина, Карамзина, Пушкина, Гоголя, как если бы они были реальными людьми. Но нужно понять правильно: автор не пишет сторонних сюжетов, она раскрывает только то, что дано авторами (оказывается, что любое из упоминаемых произведений полно ускользающих от современного человека смыслов и знаков) и добавляет другие исторические свидетельства — выдержки из мемуаров и разных архивных материалов, чтобы полнее раскрыть картину русского общества тех или иных лет.

Как же не хватало в свое время некоторых интересных комментариев, чтобы понять поступки героев! Учебники по литературе часто уже были полны «правильных» мыслей по поводу произведений, но конкретные свидетельства того, чем были обусловлены поступки персонажей (помимо идеологической части, да и почему определенная идеология сформировалась, было не так понятно) часто оставались незамеченными. А сколько неверных клише насчет возраста героев и их облика дали многочисленные экранизации, театральные постановки, другие произведения искусства!

С чего бы Денис Фонвизин стал вдруг писать «Недоросля»? Так ли невинно и романтично было общество, живя в котором Карамзин писал трогательную «Бедную Лизу», и чем в то время были неравные по социальному статусу отношения? Почему основная масса персонажей «Горя от ума» так молоды, но будущее их так бесперспективно? И, вообще, что вкладывалось во фразу «горе от ума» во времена Грибоедова?

Каким на самом деле мог быть «старый толстый муж» Татьяны Лариной, и почему Дубровский и Троекуров были симпатичны Пушкину почти что одинаково? Даже не представляете, насколько увлекательными могут быть ответы на эти и многие другие вопросы в данной книге.

А уж как сильна, замечательна и актуальна та часть книги, в которой разбираются смыслы «Ревизора», не передать словами. В список «патриотического чтения» Николай Васильевич, при условии точного соотнесения с исторической реальностью может и не попасть. И, кстати, именно в этой части не раз упоминается Пенза или ее окрестности, что нам, пензякам, вдвойне интереснее.

Тут вам и дорожная авария Николая I на территории Пензенской губернии, отходя от последствий которой император повстречал немало характеров, схожих с описанными Гоголем, и факты из биографии Ф.Ф. Вигеля, который оставил в своих мемуарах немало информации о жизни в Пензе, да даже то, что вымышленный Хлестаков в Пензе «проигрался» как-то не сразу вспоминается, если опираться на знания, полученные когда-то в школе.

В целом, после прочтения «Повседневной жизни русский литературных героев...» захотелось вновь пройтись по предлагаемому списку школьной программы и взглянуть на произведения уже по-новому, освежить восприятие.

Источник фото: http://readli.net/, https://na-zapade-mos.ru

Похожие статьи