Новогоднее чтение: Михаил Лермонтов. Маскарад
Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - из иллюстраций к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад" (1949)
Услышав где-то в дни предпраздничной суеты прекрасную, с детства знакомую музыку А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», я вдруг поймала себя на мысли, что не читала это произведение. Да, такое случается: некоторые произведения классики по разным причинам кажутся тебе очень знакомыми, ты знаешь имена-фамилии героев, какое-то общее представление о сюжете прочно укоренилось в сознании, но по сути – это призрак знакомства, красивая обертка, а что внутри? Даже неловко признаваться в приличном обществе, что ты не читал что-то у Лермонтова, да и у других классиков, вечно приходится употреблять что-то вроде « ах, ну да, как же, как же!».
Так вот. Я, считайте, призналась, но тут же решила ликвидировать пробел. Тем более, что предоставился очень романтический и почти сказочный способ познакомиться с этим произведением. У меня в руках оказалась книга с полным собранием сочинений М.Ю.Лермонтова 1913 года издания, книга, которой больше ста лет. Даже подержать такую книгу в руках, полистать, посмотреть иллюстрации – отдельное приключение, а когда начинаешь читать, то, в какой-то мере, преодолеваешь некие препятствия, трудишься. Во-первых— это пьеса, читать пьесы ( особенно в стихах) с листа достаточно непросто, если к этому нет привычки. Во-вторых, дореволюционное издание предполагает наличие буквы « ять», приходится привыкнуть к другому темпу строк, виду слов, настроиться на предлагаемый ритм текста. Но неловкость проходит достаточно быстро, потому что становится понятно, что читая лермонтовский текст именно в таком виде, получаешь уникальную возможность взяться за протянутую к тебе сквозь столетье нить, сесть в скоростной поезд в прошлое, который минует немало лишних остановок.
Прочитав « Маскарад» сейчас, как мне кажется, можно понять его гораздо лучше, чем, условно говоря, в прошлом веке. Тогда общество было совсем другим, интриги света времен Лермонтова тем же советским человеком рассматривались более как обличающие быт и нравы зарисовки прошлой жизни. Карточные игры, пышные балы, лицемерие и праздность представителей аристократии, драматичный сюжет – все это могло взбудоражить, захватить: посмотреть такое в театре или на экране означало гарантированное путешествие в другую эпоху, практически не пересекающуюся с современностью.
Но теперь все что связано с масками как никогда актуально. И дело не в том, что появились люди, которые живут той самой светской жизнью, а миллионы других людей алчно наблюдают за ней с экранов ТВ. Интриги, ложь, намеренное искажение действительности, удачные и не очень попытки подставить других людей с возможностью не открывать имен и оставаться в тени: маскарад постоянно происходит в Интернете. Жертвой интриг, зависти, сведения какbх-то старых счетов может стать каждый.
Читая отрывок, в котором родственники Арбениных собираются на похороны Нины, четко представляется некий чат под трансляцией в Перископе, или комментарии в любой соцсети под сообщением о трагическом событии, судите сами:
Родственники приходят.
Дама
(племяннице)
Уж видно, есть над ним господнее проклятье;
Дурной был муж, дурной был сын,
Напомни мне заехать в магазин
Купить материи на траурное платье.
Хоть нынче нет доходов никаких,
А разоряюсь для родных.
Племянница
Ма tante! какая же причина
Тому, что умерла кузина?
Дама
А та, сударыня, что глуп ваш модный свет.
Уж доживете вы до бед.
Уходят.
Выходят из комнаты покойницы доктор и старик.
Старик
При вас она скончалась?
Доктор
Не успели
Меня найти… я говорил всегда:
С мороженым и балами беда.
Старик
Покров богат — парчу вы рассмотрели?
У брата моего прошедшею весной
На гробе был точь-в-точь такой.
Или отрывок из монолога Арбенина:
...И я покинул все, с того мгновенья,
Все, женщин и любовь, блаженство юных лет,
Мечтанья нежные и сладкие волненья,
И в свете мне открылся новый свет,
Мир новых, странных ощущений,
Мир обществом отверженных людей,
Самолюбивых душ и ледяных страстей,
И увлекательных мучений.
В сетевом мире «новых, странных ощущений», « самолюбивых душ» и «увлекательных мучений» немало подлецов и малодушных людей ежедневно имеют возможность безнаказанно хамить, травить, врать или, как Неизвестный, долгие годы вынашивавший план мести Арбенину за причиненные им страдания, наблюдать за жизнью объекта ненависти и выжидать подходящий момент для нанесения удара.
Лермонтовский « Маскарад» таким образом, становится книгой очень актуальной. Но, несмотря на тяжелый сюжет, на огромное количество поводов задуматься о собственном окружении, о доверии, это – очень величественное, торжественное, красивое и почти что сказочное произведение, это как «Щелкунчик», только для взрослых.
Прямых упоvиyаний Нового года и привычной нам елки в «Маскараде» нет, но, тем не менее, историки и литературоведы, исследуя празднества 1820–1830-х годов, отмечают, что святки, святочные маскарады и балы в литературных произведениях и в журнальных статьях описываются в это время постоянно. Считается, что драма « Маскарад» также приурочена к зимним праздникам.
Я поздравляю всех любителей чтения и книг с Новым годом, желаю встреч с интересными сюжетами, авторами, нахождения ответов на свои вопросы в произведениях классиков и современных писателей и, конечно же, времени на то, чтобы читать и перечитывать самые разные произведения!