Неудобная миссис Хейс. Отзыв на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Как известно, в музыке всего семь нот, и нет-нет, а кто-то и запаникует, что когда-то все возможные звукосочетания можно будет исчерпать. Пока этого не происходит: каждый год поражаешься, что к тебе пристает очередной модный мотивчик. Ты напеваешь его и думаешь: ого, и как до этого раньше не додумались!

5.jpg

Кинофильмов снимается тоже огромное количество, однако создателям надо хорошо потрудиться даже над тем, чтобы запомнилось название фильма, чего уж говорить о важности оригинальности сюжета. У фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» все в порядке и с тем, и с другим: после его просмотра киноманам сложно представить себе, что раньше не было этих героев и замечательных ролей любимых актеров в этом фильме.

Драма Мартина Макдоны, вышедшая в мировой прокат на несколько месяцев раньше, чем в российский, уже успела снискать внимание и восторги и критиков, и зрителей, получить немало высоких фестивальных наград и стать претендентом на «Оскар».

В сентябре 2017 года Макдона получил награду Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий. В 2018 году фильм выиграл 4 премии «Золотой глобус», одна из которых продублировала высокую оценку сценария, а три других получены в номинациях лучший драматический фильм, лучшая актриса в драматическом фильме (Фрэнсис Макдорманд), лучший актёр второго плана (Сэм Рокуэлл).

MV5BNDFjNGRhNjAtOTJjMi00ZjFkLWExZjUtMWEwZTBlNTM5NzIyXkEyXkFqcGdeQXVyNDg2MjUxNjM@._V1_SY1000_SX1500_AL_.jpg

В жизни Милдред Хейс — жительницы небольшого городка в одном из южных штатов — произошла чудовищная трагедия: она потеряла дочь Анджелу. Кто-то изнасиловал и убил девушку, не оставив никаких улик и зацепок: расследование по делу Анджелы стоит на месте. Не тот характер у главной героини, чтобы бесконечно предаваться скорби и обливаться слезами, но заметно, что даже такой сильный и достаточно жесткий человек, как Милдред, словно бы потерял жизненные ориентиры и смыслы. Ей очень важно, чтобы виновный был найден, чтобы преступление не оставалось безнаказанным.

Обычно взаимодействие потерпевших и органов власти остается скрытым от посторонних глаз, если дело двигается, то конфиденциальность идет процессу на пользу. Но в этом случае отдающееся ежечасной звенящей болью в груди «ничего», кажется, может разорвать Милдред на части, она не может держать свои вопросы без ответов внутри день за днем уже более семи месяцев и решается «выговориться», и хотя бы частично выпустить свою боль. Милдред арендует три заброшенных рекламных билборда, расположенных около малоиспользуемой автомобилистами дороги к городу, заказывает в рекламном агентстве баннеры с неудобными вопросами, адресуемыми шефу местной полиции, и это вызывает неожиданно острый социальный отклик.

Дело в том, что тихому маленькому городу не нужна эта боль. В свое время преступление, конечно, вызвало резонанс, но социум уже выразил Милдред свое участие, перемолол это горе и продолжает жить дальше. К тому же к местному шерифу у горожан нет никаких претензий: шеф Уиллаби (Вуди Харрельсон) давно завоевал их уважение и любовь, в его профессионализме никто не сомневается, так что поступок Милдред вызывает скорее негативную реакцию.

MV5BOTk3ZjI1NDEtYjA3OC00MGZhLThkMzMtZjczMjdlYzYyZmFhXkEyXkFqcGdeQXVyNDg2MjUxNjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,732_AL_.jpg

Удивительно: совершенно светское по сути общество демонстрирует словно бы религиозное сознание, что-то вроде «отпусти, на все воля Божья», а Милдред какие-то там абстрактные высшие силы совершенно не устраивают. Она убеждена, что кто-то вполне конкретный должен отвечать за все, что происходит и поэтому директивно направляет свой гнев на Уиллаби как на представителя закона, при этом ни о какой личной неприязни к нему речь не идет. А окружающие просят ее прекратить эту «баннерную войну», потому что шериф — отличный парень, да к тому же неизлечимо болен, то есть переводя правовые отношения в поле личных.

И вот на этой неоднозначности, на размытых границах добра и зла, на невозможности четких формулировок «плохое-хорошее» строится основная драматическая линия фильма. Впрочем, и комедийная тоже. Да, «Три билборда…» еще и комедия, причем отменная! Представьте, герой без антигероя — это же и грустно, и забавно одновременно. С одной стороны, у Милдред большое сердце, с другой — палец в рот ей не клади: откусывает руку, будь ты даже членом ее собственной семьи.

Ее бывший муж — мелкое ничтожество, причем в возрасте, однако ж ушел к девятнадцатилетней нимфе с глазами оленя и незамутненным разумом. Полицейский Диксон (Сэм Рокуэлл) — подчиненный Уиллаби, туповатый и агрессивный расист, но в то же время очень любит маму и свою работу.

Практически в каждом характере — двойственность и противоречивость, изнанка и швы ситуаций и персонажей неизменно несут сюрпризы, все происходящее вызывает и смех, и слезы. Видимо подонок, совершивший преступление (то есть однозначный злодей) просто не может вписаться в эту маленькую вселенную на границе Миссури, у создателей фильма нет задачи акцентировать внимание на полюсе, им прежде всего интересна многогранность человеческой сущности.

Нельзя не отметить потрясающий актерский ансамбль фильма: не только ключевые персонажи, но и исполнители маленький ролей играют на высочайшем уровне, хотя Френсис Макдормад безусловно является стержнем картины.

На протяжении фильма невольно начинаешь задумываться по поводу российской действительности. Как-то так выходит, что редкие смельчаки, бросающие вызов любым инстанциям в нашей стране, получают куда более жесткий отпор. Человека с жалобами, заявлениями, петициями, плакатом на улице, постами — криками о помощи в соцсетях мгновенно начинают «давить» всеми существующими методами: от угроз до применения насилия, в самых благоприятных случаях — унизительными мелкими уступками.

Да, преданные боссу полицейские, соседи и земляки миссис Хейс — отнюдь не ангелы, они тоже начали всячески пакостничать в знак несогласия с поднимающимся шумом. Но по мере нарастания напряженности сюжета невольно отмечаешь, сколько болевых точек Милдред остались без удара: у нее ведь еще и сын-подросток, и симпатичный дом, и сувенирная лавка. Наверное все-таки дело в отношении к закону, в уважении личного пространства и понятия частной собственности, взращиваемого в США столетиями и основанного не столько на приятности характеров, но и на возможности нарваться на ружье. Люди везде одинаковые, слабости и пороки не носят национального характера, все дело в том, как со стороны государства регулируются возникающие проблемы, как работает закон.

Небольшой, но показательный спойлер. Самым пиковым моментом лично для меня стал эпизод, в котором в лавке Милдред появился некий отморозок, откровенно глумящийся и пытающийся запугать хозяйку. Уже предчувствуешь страшный звон битой керамики, миллионы осколков и прочее в этом духе, но когда в стену полетел всего лишь один сувенирный зайчик, а Милдред спокойно сказала: «Ты мне должен семь баксов». Тогда стало ясно, что на границе Эббинга, Миссури закон работает и шефу Уиллаби действительно просто не повезло с уликами, чтобы распутать дело Анджелы Хейс.

А ты — простой российский зритель просто не ожидаешь, что может быть иначе, это самое печальное.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/

Похожие статьи