Неудобная миссис Хейс. Отзыв на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Кинофильмов снимается тоже огромное количество, однако создателям надо хорошо потрудиться даже над тем, чтобы запомнилось название фильма, чего уж говорить о важности оригинальности сюжета. У фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» все в порядке и с тем, и с другим: после его просмотра киноманам сложно представить себе, что раньше не было этих героев и замечательных ролей любимых актеров в этом фильме.
Драма Мартина Макдоны, вышедшая в мировой прокат на несколько месяцев раньше, чем в российский, уже успела снискать внимание и восторги и критиков, и зрителей, получить немало высоких фестивальных наград и стать претендентом на «Оскар».
В сентябре 2017 года Макдона получил награду Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий. В 2018 году фильм выиграл 4 премии «Золотой глобус», одна из которых продублировала высокую оценку сценария, а три других получены в номинациях лучший драматический фильм, лучшая актриса в драматическом фильме (Фрэнсис Макдорманд), лучший актёр второго плана (Сэм Рокуэлл).
В жизни Милдред Хейс — жительницы небольшого городка в одном из южных штатов — произошла чудовищная трагедия: она потеряла дочь Анджелу. Кто-то изнасиловал и убил девушку, не оставив никаких улик и зацепок: расследование по делу Анджелы стоит на месте. Не тот характер у главной героини, чтобы бесконечно предаваться скорби и обливаться слезами, но заметно, что даже такой сильный и достаточно жесткий человек, как Милдред, словно бы потерял жизненные ориентиры и смыслы. Ей очень важно, чтобы виновный был найден, чтобы преступление не оставалось безнаказанным.
Обычно взаимодействие потерпевших и органов власти остается скрытым от посторонних глаз, если дело двигается, то конфиденциальность идет процессу на пользу. Но в этом случае отдающееся ежечасной звенящей болью в груди «ничего», кажется, может разорвать Милдред на части, она не может держать свои вопросы без ответов внутри день за днем уже более семи месяцев и решается «выговориться», и хотя бы частично выпустить свою боль. Милдред арендует три заброшенных рекламных билборда, расположенных около малоиспользуемой автомобилистами дороги к городу, заказывает в рекламном агентстве баннеры с неудобными вопросами, адресуемыми шефу местной полиции, и это вызывает неожиданно острый социальный отклик.
Дело в том, что тихому маленькому городу не нужна эта боль. В свое время преступление, конечно, вызвало резонанс, но социум уже выразил Милдред свое участие, перемолол это горе и продолжает жить дальше. К тому же к местному шерифу у горожан нет никаких претензий: шеф Уиллаби (Вуди Харрельсон) давно завоевал их уважение и любовь, в его профессионализме никто не сомневается, так что поступок Милдред вызывает скорее негативную реакцию.
Удивительно: совершенно светское по сути общество демонстрирует словно бы религиозное сознание, что-то вроде «отпусти, на все воля Божья», а Милдред какие-то там абстрактные высшие силы совершенно не устраивают. Она убеждена, что кто-то вполне конкретный должен отвечать за все, что происходит и поэтому директивно направляет свой гнев на Уиллаби как на представителя закона, при этом ни о какой личной неприязни к нему речь не идет. А окружающие просят ее прекратить эту «баннерную войну», потому что шериф — отличный парень, да к тому же неизлечимо болен, то есть переводя правовые отношения в поле личных.
И вот на этой неоднозначности, на размытых границах добра и зла, на невозможности четких формулировок «плохое-хорошее» строится основная драматическая линия фильма. Впрочем, и комедийная тоже. Да, «Три билборда…» еще и комедия, причем отменная! Представьте, герой без антигероя — это же и грустно, и забавно одновременно. С одной стороны, у Милдред большое сердце, с другой — палец в рот ей не клади: откусывает руку, будь ты даже членом ее собственной семьи.
Ее бывший муж — мелкое ничтожество, причем в возрасте, однако ж ушел к девятнадцатилетней нимфе с глазами оленя и незамутненным разумом. Полицейский Диксон (Сэм Рокуэлл) — подчиненный Уиллаби, туповатый и агрессивный расист, но в то же время очень любит маму и свою работу.
Практически в каждом характере — двойственность и противоречивость, изнанка и швы ситуаций и персонажей неизменно несут сюрпризы, все происходящее вызывает и смех, и слезы. Видимо подонок, совершивший преступление (то есть однозначный злодей) просто не может вписаться в эту маленькую вселенную на границе Миссури, у создателей фильма нет задачи акцентировать внимание на полюсе, им прежде всего интересна многогранность человеческой сущности.
Нельзя не отметить потрясающий актерский ансамбль фильма: не только ключевые персонажи, но и исполнители маленький ролей играют на высочайшем уровне, хотя Френсис Макдормад безусловно является стержнем картины.
На протяжении фильма невольно начинаешь задумываться по поводу российской действительности. Как-то так выходит, что редкие смельчаки, бросающие вызов любым инстанциям в нашей стране, получают куда более жесткий отпор. Человека с жалобами, заявлениями, петициями, плакатом на улице, постами — криками о помощи в соцсетях мгновенно начинают «давить» всеми существующими методами: от угроз до применения насилия, в самых благоприятных случаях — унизительными мелкими уступками.
Да, преданные боссу полицейские, соседи и земляки миссис Хейс — отнюдь не ангелы, они тоже начали всячески пакостничать в знак несогласия с поднимающимся шумом. Но по мере нарастания напряженности сюжета невольно отмечаешь, сколько болевых точек Милдред остались без удара: у нее ведь еще и сын-подросток, и симпатичный дом, и сувенирная лавка. Наверное все-таки дело в отношении к закону, в уважении личного пространства и понятия частной собственности, взращиваемого в США столетиями и основанного не столько на приятности характеров, но и на возможности нарваться на ружье. Люди везде одинаковые, слабости и пороки не носят национального характера, все дело в том, как со стороны государства регулируются возникающие проблемы, как работает закон.
Небольшой, но показательный спойлер. Самым пиковым моментом лично для меня стал эпизод, в котором в лавке Милдред появился некий отморозок, откровенно глумящийся и пытающийся запугать хозяйку. Уже предчувствуешь страшный звон битой керамики, миллионы осколков и прочее в этом духе, но когда в стену полетел всего лишь один сувенирный зайчик, а Милдред спокойно сказала: «Ты мне должен семь баксов». Тогда стало ясно, что на границе Эббинга, Миссури закон работает и шефу Уиллаби действительно просто не повезло с уликами, чтобы распутать дело Анджелы Хейс.
А ты — простой российский зритель просто не ожидаешь, что может быть иначе, это самое печальное. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/