Нестрашный черт «Матильда». Женский взгляд
В соцсетях каждый день лента приносит весточки о том, что создалась какая-то очередная группа «За царя», «За историческую правду», все эти группы идут под знаком рекламы, то есть понятно, что многие не жалели не только времени, душевных сил и глоток, но даже денег, чтобы попробовать спасти мир от скверны под названием «Матильда».
Кого-то, возможно, спасли, а иным еще больше захотелось посмотреть на что-то там кощунственное и запрещаемое из принципа, потому что иногда — так слаще, сладкое радует, да еще и оппозиционером можно прослыть в качестве бонуса.
И что получилось в итоге?
В нашем городе руководство некоторых кинотеатров все-таки отважилось дать фильму шанс на встречу со зрителями. Шутки шутками, но все говорит за то, что в наше время действительно небольшой, но отважный поступок — это просто удержаться на грани здравого смысла.
Необходимый, но достаточный минимум предосторожностей соблюден: в зале во время сеанса находился охранник, разговоры по рации которого иногда вносили разнообразие в звукоряд фильма, а большой постер картины, который с утра стоял около основного входа в кинотеатр, после окончания сеанса был перенесен уже ко входу в зал, мало ли что.
А когда начинается, собственно, действо, среднестатистический зритель, взвинченный медиасредой и теоретически готовый уже и к погромам, и к таранам, и к проклятьям религиозных фанатиков, вполне может сердито требовать предъявить основания на все это, ибо вместо потрясений, откровений, скандалов всем нам просто подсовывают откровенно слабый фильм.
Фильм красивый и нарядный, как у Диснея, причем с принцессой, как требуется, разве что не поет принцесса, а танцует. Вот немного не хватило авторам до мюзикла —либреттистов и мелодистов, видимо, хороших не нашлось, а фоновой, киношно-попсовой музыки — просто завались, ни один чих, взгляд и шаг без нее не случается. Простыни струятся, как в рекламе; распускают волосы, одеваются и раздеваются кощунники словно поп-звезды — медленно, внушительно, продуманно, золото дворцов и театров блестит, трава нереально зелена, балы, красавицы, юнкера и хруст французской булки — все идеально.
Доктор-шарлатан Фишер имеет в фильме лабораторию, полную технических чудес в стиле стим-панк, какой-то экран у него там постоянно демонструет «видео» с танцем Ксешинской, причем танцует она — классическая балерина — в этом «видео» танец-модерн Лои Фуллер, который, судя по времени действия, та еще и сама не танцевала.
А народ! Какой там народ! Это Кустодиев-то лишка хватал на картинах, слишком идеалистически изображая русские праздники? Да он реалист по сравнению с художниками «Матильды»! Ну во-первых, народ показывают всего пару раз (люди провожают свадебный поезд и толкутся на Ходынском поле), и вид у народа — самый экспортный: праздничные костюмы всех губерний, иконы, расшитые жемчугом в руках и прочее.
Балет — это тоже для нашей страны канонический пунктик, вы вообще заметили, сколько у нас выходит фильмов про балет и космос? Какая девальвация национальных идей — налицо типичное их раскачивание, разве что Аликс в сердцах крикнула про самую большую принесенную для Никки жертву — переход в православие, но затем вполне усердно на экране учит молитвы, в каком еще современном фильме так долго вообще можно слышать текст молитв?
Кому-то в голову пришло, что данный фильм дискредитирует царя. По мне — так все там очень легко отделались, царь всего лишь пару раз обмолвился, что не понимает и не знает как править страной, но в общей канве мелодрамы и всех этих визуальных ловушек типа красиво падающих корон, неслучайно обнажившейся во время танца груди Ксешинской и костюмов балерин, расшитых подобием каких-то светодиодов, этого вообще можно не заметить.
А уж как истово он в итоге обещает жить в любви и чистоте с законной женой... может им всем, борцам со скверной какой-то другой фильм показывали?
И как же нелепы сравнения с другими фильмами на религиозную тематику, которые вызывали скандалы во всем мире, будь то «Последнее искушение Христа» или «Страсти Христовы» Гибсона (очень хорошо помню, как на сеансе последнего моей верующей подруге стало плохо из-за натуралистичной демонстрации мук на кресте). Но это, опять же, проявление типичного русского сознания — как-то соотнести сына Божьего и царя даже в масскультуре, это да, это у нас могут.
Дискредитирует этот фильм, как мне кажется, в первую очередь его создателей — их чувство меры, хорошего вкуса и умение работать с историческим материалом. Звездный состав, конечно, может порадовать любителей отечественного кино: фанатам Козловского приготовлен типичный Козловский, хорошие актеры Миронов и Дапкунайте, наконец играют людей своего возраста; находящиеся на особом, непопсовом счету у публики актеры Добрыгин и Тюнина тоже получили по маленькой роли, а главные роли получили незивестные широкой публике, но иностранные актеры — тоже особый шик.
Никак не ожидалось от режиссера Учителя чего-то подобного, а между тем, если разобраться, нам очень нужен фильм этой же самой тематики, но не диснеевский, а взрослый, для того, чтобы подумать, поразмышлять.
Сокурову бы эту историю. А визуально — кому-то вроде Стенли Кубрика, чей фильм «Барри Линдон» я с тоской вспоминала на протяжении всей затейливо усиленной современными технологиями картинки «Матильды».
А Николай II в этом фильме — еще и покровитель киноискусства, достаточно выпукло выделяется и подчеркивается то, что он первым инициировал киносеанс в России. Исследуя подаренный кайзером на свадьбу киноаппарат, кино-Николай произносит фразу: «Аликс, я хочу устроить в России показ синема, только нечего показать...» Не верится, что это самоирония. А жаль.
Источник фото: YouTube