«Нелюбовь» — шанс зрителя на собственное мнение
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Пожалуй, новые работы ни одного российского режиссера не удостаиваются такого пристального внимания, как фильмы Андрея Звягинцева. Ну, еще бы, ведь его имя уже стало своего рода экспортным брэндом, картины Звягинцева всегда включаются в программы престижных международных кинофестивалей, однако идеологически подобный экспорт не всем приятен. В упрек режиссеру ставится целый спектр грехов — от сгущения красок и непатриотичности до умелого применения знаний о фестивальной конъюнктуре.

345.jpg

Признаюсь честно, в свое время информационный шум по поводу звягинцевского «Левиафана» убил всякое желание смотреть этот фильм — и это при учете того даже, что предыдущие фильмы режиссера лично мне очень понравились.

Сейчас же, с выходом «Нелюбви» сознательно оградив себя от спойлеров, я решила устроить себе встречу с как минимум достойно сделанным фильмом (думаю, что даже у несогласных с посылами звягинцевских картин хватает такта признать, что работает его команда превосходно), а уж насколько режиссерские мысли лягут на душу — разобраться по ходу просмотра.

В центре сюжета — семья на грани развода. Такое впечатление, что Борис и Женя всегда жили по инерции, без особых чувств, жили — потому что так вышло, но менять ничего не собирались. Напрямую не говорится, что послужило причиной, однако юная, беременная пассия Бориса, появляющаяся в кадре где-то в первой трети фильма, и тот вид нашкодившего кота, который он приобретает под звуки площадной брани супруги, возникающей в ответ на любую его реплику, говорит о том, что его измена была первичной.
Однако Женя тоже отматывает пальцем километры Инстаграма и запивает красным вином не только, чтобы заглушить боль. Это всего лишь транзитное состояние: она лихорадочно проживает последние минуты в поезде, остановка которого не будет конечной, ее уже ждет пересадка — деликатный и внимательный мужчина, идеальный любовник. Ничего, казалось бы, страшного, баланс соблюден, люди вот-вот освободят друг друга от пут неудачного супружества, но у пары есть сын Алеша, который не вписывается в планы ни одного из родителей.

Нелюбовь, вынесенная в заголовок, ударяет прежде всего именно по мальчишке, который не в состоянии справиться с ней, не может найти ей альтернативу. Алеша сбегает из дома и пропадает.

На мой взгляд, Звягинцев снял психологический триллер и апеллировал именно к эмоциям и мыслям зрителя по поводу семьи, родительства, неприязни и эгоизма, и безусловно, зная законы жанра, добавил в фильм некоторые детали, чтобы обозначить в какой стране и, отчасти, почему это происходит. Да, эти детали носят некий гротескный оттенок, но в целом совершенно не противоречат реальности.
И мне удивительно, какое количество людей заподозрило в «Нелюбви» еще и оттенок нелюбви к Родине. А иные, кстати, умудрились заподозрить заподозренную другими нелюбовь в воспитании адекватности, мол, через общую горечь и конкретного продемонстрированного Киселева в телевизоре и надписи Russia на спортивном костюме Жени, Звягинцев ведет нас к катарсису.

Творец же у нас непременно к чему-то должен вести и воспитывать. А нам надо «считать» его мысли и либо согласиться с ним — и поддержать, либо не согласиться — и хулить. Как те самые начальники, упомянутые в фильме: православный в обязательном порядке возит подчиненных в отпуска по монастырям, любитель экстремальных видов заставляет подчиненных прыгать с парашютом, а несогласных увольняют.
Да, бывает, что и творцы ведут себя очень авторитарно, откровенно навязывая свое мнение, но за зрителем всегда остается право иметь свое.

Где Звягинцев хватил лишнего? В количестве выросших и растущих без любви? По-моему, в таком случае в инстаграм больше смотрят как раз те, кто обвиняет ту же героиню в пустоте ее существования. Люди в нашей с вами реальной жизни действительно относятся друг к другу очень неприязненно, а близким достается гораздо больше, чем тем, кто вас нечаянно задел локтем в автобусе. Наши пожилые, честно проработавшие всю жизнь и оставшиеся у разбитого корыта, вместо положенной мудрости чаще всего выдают раздражение и грозятся «не подписать дом», наши дети растут без стержня и в случае, если родители по разным причинам «выгорают», им совершенно не к кому обратиться: государство давным-давно сложило с себя полномочия помощника в этом деле.

Но нет, появляются мнения, что таким, как главная героиня «нельзя рожать». А у других недоумение — почему режиссер не пожалел никого в своем фильме, почему он так жесток?

О, да, в «Нелюбви» режиссер действительно максимально дистанцировался от своих героев и, как мне кажется — это главная удача фильма. А мы с вами на что? Что мешает зрителю пожалеть их? Почему, если нет разжеванных ответов (а «Нелюбовь», повторю, это — самый настоящий триллер, а общие тенденции триллера, как жанра давно ушли от однозначного, безвариантного восприятия), то надо трясти их с режиссера, а не с самих себя?
И почему, если в фильме звучит фраза «нельзя жить в нелюбви», то многие из тех, кому фильм пришелся по душе, хватаются за нее (опять же, как за лозунг, выдвинутый творцом) не замечая, что герои картины вполне сносно без нее все-таки живут? Для меня это стало едва ли не самым большим парадоксом фильма: они живут, живут, у них несмотря на то, что словно бы ампутированы базовые навыки любить, по-прежнему масса шансов, возможностей, их жизни не похожи на руины. И, по идее недополучив любви, человек и к себе начинает относиться спустя рукава, а практически все герои очень, очень себя любят. Может именно нелюбовь дает им этот шанс?

Самое страшное в этом фильме — то, что произошло с мальчишкой (что бы там на самом деле не произошло). Небытие, не-жизнь.

А главными минусами «Нелюбви» я бы назвала неожиданное количество штампов в сценарии: от того самого наличия молодой беременной подруги на стороне у главного героя до центрального, основополагающего события — побега мальчика. Все это похоже на самые очевидные выходы для авторов в случае, когда надо вскрыть нарыв и, как это ужасно не прозвучит, на решение проблем ситуации. Это как курил — и умер от рака легких.

Похожие статьи