«Младший лейтенант, мальчик молодой, все хотят потанцевать с тобой». Фильм Софии Копполы « Роковое искушение»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В знойные дни наконец-то наступившего лета в российском прокате идет красивая картина Софии Копполы с бурными страстями, скрытыми за нежным пастельным фасадом места действия и трепетных женских образов героинь.

5.png

Вирджиния, США, время гражданской войны. Классический пансион для девушек, соседствующий с лесом и укрытый от посторонних глаз великолепным садом практически опустел, большинство воспитанниц разъехалось по домам, остались лишь те девушки, которым по разным причинам оставаться здесь оказалось выбором наиболее здравым.
Хозяйка пансиона — Марта Фарнсворт (Николь Кидман) делает все, чтобы поддержать жизнь в своем заведении, вместе с коллегой-учительницей Эдвиной (Кирстен Данст) они ежедневно собирают пятерых воспитанниц на молитву, дают им задания по хозяйству, корректируют манеры, не прекращают занятия музыкой и спрягают французские глаголы, словно бы за лесом постоянно не слышатся залпы орудий.

Одна из девочек — Эми (Уна Лоуренс), собирая грибы в лесу, неожиданно сталкивается с тяжело раненым капралом Джоном Макберни (Колин Фаррелл) — представителем вражеской для здешних мест армии северян. Но девочку очень заинтересовал этот обаятельный и неопасный ввиду своей беспомощности мужчина, к тому же христианские догматы о сострадании к ближнему, ежедневно упоминаемые в пансионе, идеально легли на очень быстро установившуюся симпатию — Эми решается на отчаянный поступок и помогает Джону доковылять до ворот усадьбы.

Появление раненого врага в пансионе возмущало его обитательниц ровно до того момента, пока семь пар глаз внимательно не разглядели капрала для оценки его состояния. Прекрасно сложенный, обходительный и вежливый даже в полуобморочном состоянии знойный брюнет как-то однозначно расположил к себе практически всех воспитанниц и даже кажущуюся невозмутимой и спокойной, как танк хозяйку.

Из двух доступных идеологий — патриотизма и христианской добродетели — мгновенно была выбрана вторая, решено было не выдавать патрулю «своих» бедняжечку капрала до тех пор, пока он не поправится. И вот уже Марта Фансворт отвела больному музыкальную комнату, ключ от которой безаппеляционно положила себе в карман, категорически запретив юным воспитанницам навещать «врага». Но, видит Бог, как хочется его навестить практически каждой юной особе в светлом платье, обитающей в пансионе и как сам пленник — соблазнитель класса люкс (в силу обстоятельств — временно только платонический), мечтает подзадержаться в этом пасторальном сладком плену не только ради готовых упасть штабелями к его увечным ногам разновозрастных нимф, но и ради того, чтобы не возвращаться в окопы.

7.jpg

София Коппола не была первой, кто работал с литературной основой «Рокового искушения» — романом Томаса Куллинана, в 1971 году фильм с одноименным названием (звучащим на английском как The Beguiled) снял Дон Сигел, а роль рокового капрала сыграл Клинт Иствуд. Поскольку я смотрела и тот фильм тоже, могу сказать, что, несмотря на один и тот же сюжет, кинокартины получились совсем разными. На смену сочным южным цветам, буйной зелени, одеждам, в которых как-то больше представляются огородные труды (в фильме Копполы девушки махают тяпками в тех же светлых платьях эко-шик) пришла дымка, размышление, поэзия.

Что капрал, что дамы и девы в оригинале были персонажами куда как более неоднозначными, пороков и ущербов у героя и героинь было выше крыши, а у Софии Копполы сочувствия к каждому из экранных героев как-то больше, они все по-своему милы и забавны (во время сеанса зрители синхронно смеялись на определенных сценах), в то время как фильм Сигела улыбок совсем не вызывает, он по-своему даже страшен. У Копполы же все страшное стало пародийным.

В чем причина таких перемен? Как мне кажется, во-первых Гражданская война в США стала еще дальше от сознания и американцев, и тем более зрителей по всему миру. Эта война уже не столь впечатляет, впрочем, как и христианское милосердие, и христианские заповеди.
Яркий, жесткий фильм Сигела с обостренными эмоциями, с вопросами позора и трусости, манипуляциями на поверхности и импульсивными поступками как-то более соответствует военному времени.

У Копполы наиболее актуальными остаются лишь человеческие взаимоотношения, в частности неравный расклад м-ж, следствия изоляции, женская сексуальность и сарказм по поводу религиозных и социальных ширм. Интересно, что практически неизменной осталась лишь Эми — девочка, нашедшая капрала в лесу. Если в фильме Сигела в борьбу за красавца-солдата вовлечены по большому счету четверо барышень, то у Копполы морок противоположного пола действует в конечном счете на всех.

«Роковое искушение» получился очень психологическим фильмом: каждая героиня иллюстрирует опыт, эмоции и потребности определенного женского возраста, а то, как и что делает с каждой из дев и дам черноглазый капрал, как легко и непринужденно он обезоруживает вооруженных, входит в доверие к недоверчивым, подбадривает неуверенных и зажигает тех, кто отсырел — это вообще высший пилотаж. Не совсем, правда, понятно, откуда этот несомненно сообразительный, но все-таки простой парень набрался таких умений, в любом случае в наше время ему светили бы удачные гастроли с тренингами по завоеванию женских сердец.

А еще, как мне кажется, в этом фильме налицо стеб над ролью «объекта вожделения» в мужской ипостаси, обычно же плотоядных взглядов и нескромных мыслей удостаивается единственная женщина, случайно оказавшаяся в мужской компании и брутально настроенными гражданами всегда оправдывается какой-то не слишком лицеприятный итог этого пребывания вплоть до насилия — «надела короткую юбку — значит провоцировала». Персонаж Фаррела за свои красивые глаза тоже в итоге хлебнет из горькой чаши, но как именно рассказывать не стоит.
Источник фото: http://thevoid99.blogspot.ru/2017/07/the-beguiled-2017-film.html https://www.rte.ie/entertainment/2017/0209/851283-colin-farrell-the-beguiled/

Похожие статьи