«Леди Берд»: полет нормальный.
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Может быть этот факт и не замечен в ряду главных культурных событий Пензы последнего времени, но тем не менее в кинотеатрах нашего города показали большую часть фильмов-претендентов на «Оскар» этого года. Надо сказать, что главная мировая кинопремия в этом году удивила выбором фильмов-номинантов: что ни картина — то какой-то сюрприз. Еще несколько лет назад совершенно невозможно было представить, что на «Оскар» будет претендовать такая лента, как «Леди Берд» Греты Гервиг — простое, лишенное какого-либо пафоса, но честное и несомненно очень авторское кино.

9999.jpg

В основе сюжета этой трагикомедии лежит достаточно обычная история девушки Кристин МакФерсон, которая предпочитает называть себя «Леди Берд». Выбранный отрезок времени действия является очень важным в жизни многих подростков. В старших классах школы весьма острыми становятся вопросы выбора высшего учебного заведения, отношений со сверстниками, родителями первые романтические чувства и пересмотр дружеских привязанностей.

Леди Берд (Сирша Ронан) — девчонка непростая, возможно даже бунтарка, как и подавляющее число подростков, однако бунт ее весьма безобиден и комфортен. Да, она может резко разговаривать с матерью (Лори Меткалф) и братом, позволить себе дерзить или спорить с преподавателями католической школы, в которой обучается, но прекрасно осознает некие границы дозволенного и понимает, что каждый из этих мелких точечных ударов попадает во что-то достаточно мягкое, дружелюбное, не сулящее угрозы или боли.

Родители любят ее и стараются сделать все, чтобы Кристин продолжила обучение, что в условиях, в которых оказалась семья, весьма непросто. Отец, уже достаточно возрастной человек (Трейси Лэттс), теряет работу, а перспективы получить новую весьма ничтожны, мать посменно трудится в местной больнице, к тому же под одной крышей с родителями живет брат и его девушка — оба тоже перебиваются ненадежными заработками.

А ведь всем, особенно молодым и дерзким, хочется верить, что они достойны большего. Даже собственное имя кажется чем-то слишком обыденным, заурядным. Эффектное прозвище — это да, это сразу выдает в его обладателе особый характер, выделяет из толпы. Так же, как и красные волосы. Так же, как и нацарапанные на гипсе ругательства в адрес мамы, которая как и все любящие мамы мира пыталась доносить до своего ребенка азбучные истины с высоты своего опыта, а истины эти банальны, непривлекательны и подразумевают под собой работу над собственным поведением, коррекцию приоритетов.

958293-2.jpg

Мама вздумала говорить об этом во время пути, в машине? Ну пусть получит прыжок в открытую дверь на полном ходу и как результат — сломанную руку дочери. Руку в симпатичном розовом гипсе, на котором как раз можно весело писать всякие гадости. Именно с этой сцены начинается фильм.

Леди Берд знает, что мама будет продолжать заботиться о ней, что тихий, терпеливый папа будет защищать ее от нападок, что брат несмотря на постоянные перепалки остается в более невыгодном положении, он старше и по определению более виноват и должен и родителям, и младшей сестре.

Она знает, что ее школа — мало того, что платная, с определенной репутацией, так еще в ней работают пусть консервативные, заточенные под религиозную специфику преподаватели–священнослужители или просто верующие педагоги, которые не могут позволить себе быть грубыми, мстительными. Так надоевший ей тихий, уютный калифорнийский городок Сакраменто, в котором не происходит ничего яркого, динамичного, столичного спокойно снесет ее недовольство и не ответит грязью, уличными бандами, сомнительными друзьями.

ladybird_261823.jpg

Леди Берд не столько работает над собой, сколько над окружающими: будучи обаятельной и небанальной девушкой, она подчиняет и воспитывает «под себя». И родители, и учителя, и одноклассники называют ее выбранным ею прозвищем. Понравился ей парень Томми (Лукас Хеджесс) — она завоевывает его. Разочаровывает — она поплачет под музыку, замажет его имя на стене и напишет новое. В попытках поскорее покинуть родные места, она не стремится лучше учиться, а берет количеством заявок и опять же подключает к оформлению документов и финансовых запросов своего отца.

Так что бунт несомненно бархатный, нестрашный.

Режиссерский дебют Греты Гервиг оказался весьма удачным: «Леди Бёрд» получила два «Золотых глобуса» — за лучшую женскую роль и лучший комедийный фильм и боролась за «Оскар» в пяти номинациях, среди которых «Лучший фильм» и «Главная женская роль». И хотя не стала в них победителем, но тем не менее заявка оказалась очень серьезной. Во многом автобиографическую ленту Гервиг планировала сначала назвать «Матери и дочери», первоначальный сценарий был куда толще, однако имеющийся результат дает весьма цельную картину, от «выброшенного» объема сюжет нисколько не проиграл.

Фильм нельзя назвать сенсационным, вызывающим, новаторским, однако есть в нем настроения и авторские решения, которые несомненно цепляют. Главная героиня не является голосом поколения, примером для подражания и какой-то особенной личностью. Фильм ценен прежде всего эмоциональной искренностью и правдивостью, умением показать, что практически любой человек достоин внимания и в то же время, все-таки основные жизненные сценарии повторяются, они не уникальны и, возможно, стоит иногда довериться тому, что тебе говорят, о чем пишут, про что снимают, когда фокусируются на вот такой обычной жизни. Это по сути трезвый и в то же время дружелюбный взгляд со стороны, компетентное мнение человека, прошедшего через такие же события в жизни, которые могут случиться с тобой и твоими близкими.

Основной удачей фильма я бы назвала меткое обозначение препятствий и обломов, которые начинают то и дело происходить в жизни Леди Берд, и то, каким кинематографическим и чисто человеческим языком это выражается. Как окружающая реальность начинает сопротивляться амбициям, установкам, как уходит категоричность и обретаются новые смыслы — все это настолько концентрируется на не очень большом промежутке времени жизни девушки, гуманно давая ей время на то, чтобы справиться с каждым новым препятствием.

Именно динамика взросления — ее козырь. У нее это очень хорошо получается. Так быстро и достаточно безболезненно сбросить изрядную часть перьев своего альтер-эго, выполнить свою программу максимум, улететь как птица и понять, что отныне инфантильное прозвище уже ни к чему. Кристин не пропадет — это самый важный тезис. Ведь она — это отчасти сама Грета Гервиг, которая не побоялась в том числе нарисовать на себя карикатуру, продемонстрировать и милые улыбки, и кулаки за спиной, и лживость, и сердечность юного создания.

Президент США Трамп прокомментировал последнюю церемонию «Оскара», что, мол, есть проблема в США — не осталось звезд (за исключением него самого, конечно). В это шутке есть доля шутки, как говорится, но кажется, что это тенденции самой громкой кинопремии — неожиданные подходы, поиски имен и открытость новому, замечательная.

Ибо судя по этому году, теперь можно просто смотреть отобранное профессионалами неплохое свежее кино, а не бороться со скукой и изнуряющим авторитетом больших имен и пафосных тем лент последних даже и не знаю уже скольких лет.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/

Похожие статьи