«Карп отмороженный» Владимира Котта: ненавязчиво об очень важном
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
И снова симпатичное и негромкое российское кино вышло в весьма ограниченный прокат. «Карпа отмороженного» Владимира Котта показывают всего лишь раз в день в паре пензенских кинотеатров, однако тем ценнее зрительское внимание к этой картине.

9.jpg

Что хочется отметить: с приходом отечественных фильмов, не стремящихся сойти за зарубежные по выбранным темам, в кинозалах мультиплексов стали появляться возрастные зрители. Это очень неплохо и с точки зрения кассы, и с точки зрения социального явления. Стереотип о том, что и сами фильмы, и поход в кино должны быть исключительно «для молодых», существовал не всегда. Просто в один момент, который трудно назвать прекрасным, в России кино, подходящее абсолютно для любого возраста, снимать перестали.

Да и замечательные актеры из «старой гвардии» в основном не доверяют новым режиссерам, поэтому каждое их появление на большом экране в наше время — событие.

Место действия картины — небольшой российский город, типичный в своей покинутости всеми мало-мальски энергичными и амбициозными людьми: в нем остались только пенсионеры, алкоголики и обычные люди, живущие одним днем и ни о каком хватании звезд с неба не помышляющие.

Елена Михайловна Никифорова (Марина Неелова) — учитель литературы на пенсии, она знает практически каждого человека в своем городке, каждый из них навсегда завязан с определенными годами учебы и буквенной маркировкой класса. Ежедневно находясь в этой матрице знакомых лиц, Елена Михайловна менее остро ощущает собственное одиночество. Только когда доктор (опять же, один из ее учеников) сообщает ей об опасной болезни сердца, способной вызвать летальный исход в любой момент, женщина понимает, что момент достойного церемониального обрамления «даты своего ухода» должна взять в свои руки.

Сын Никифоровой — Олег (Евгений Миронов) слишком занят, чтобы навещать мать, в большом городе он поставил «обучение эффективности» на поток, у него очень актуальная на сегодняшний день профессия бизнес-коуча и перегруженный встречами и тренингами график: надежды на то, что уход за матерью впишется в него практически нет.

Елена Михайловна всерьез берется за вопрос смерти: и поминки, и гроб, и служба в церкви — все должно быть припасено, организовано и неважно, что ты еще жив: главное получить нужные документы и умереть для государства, а дальше уж можно что-то придумать.

А причем здесь карп? Елена Михайловна, возвращаясь от врача и обдумывая план своих действий, встречает непутевого алкоголика Валеру, который обычно добывает себе средства на опохмел путем продажи наловленной рыбы. Большой карп в его ведре никак не хочет «засыпать», мужик пытается оглушить его, Никифорова вступается за рыбу и в результате получает карпа в подарок.

Рыбина оказывается в морозилке учительницы, однако чудесным образом оживает, когда Елена Михайловна размораживает его, чтобы приготовить сыну, который ненадолго заехал. Чудо воскрешения не оставляет героиню равнодушной, и карп становится ее домашним питомцем. И своего рода символом, конечно.

1510128096karp_otmorozhenniy_3.jpg

Рыба, надо сказать, с древнехристианских времен ассоциировалась с Христом. Сложно сказать, имел ли в виду сценарист Андрей Таратухин подобные аллюзии, но тем не менее, определенную нагрузку ключевого персонажа для спасения «замерзшей» души выхолощенного бизнес-тренера рыбина взяла на себя.

Эта трагикомедия об одиночестве и роли семьи, житейских стереотипах, условностях и страхах, безусловно заслуживает внимания. Трогательная, хрупкая героиня, живущая тихой жизнью, становится настоящей отчаянной суперстарушкой, которую ничто не остановит на пути к достойным проводам в мир иной. Марина Неелова в данном случае даже чисто визуально — настоящая героиня для графического романа о супергероях: огромные смешные очки, черные глаза, пронзительный взгляд.
Под стать ей и соседка — «заклятая» подруга Люда (Алиса Фрейндлих), вместе они составляют отличный дуэт робкой интеллигентки и грубоватой трудяги, между которыми общее возникает исключительно по причине соседства, но иной раз такая дружба, сопровождаемая беззлобным ворчанием и чутким присмотром друг за другом куда действенней, нежели пустая болтовня с «близкими по духу».

Этот фильм обладает удивительным качеством: имея все предпосылки стать «черной комедией», он содержит уйму подходящих подобному жанру моментов, но привычной и набившей оскомину многим зрителям «чернухи» в нем не чувствуется абсолютно. Видимо, дело в создателях «Карпа», людей они любят и верят в них — это очень заметно.

На мой взгляд, кредит доверия даже несколько завышен, и теплый, добрый финал немного перегружен сентиментальностью. Этому «Карпу» не помешала бы чуть большая «отмороженность» и цинизм, чтобы смыслы картины дошли не только до поколений, у которых мировоззрение было более четким, деление на «правильное и неправильное» непоколебимым, и вообще в характерах присутствовали простодушие и искренность.

kinopoisk.ru-Karp-otmorozhenniy-2981843-detail.jpg

Но, в принципе, у фильма есть несомненные достоинства, которые могут привлечь к нему людей любого возраста вне зависимости от готовности менять жизненную парадигму и непосредственно с завтрашнего дня стать лучше и добрее (а это очень непросто, в самом фильме есть удивительно точный эпизод о начинающемся катарсисе героя Миронова, который мгновенно улетучивается, когда обстоятельства меняются и можно еще побыть эгоистом неопределенный срок).

К подобным достоинствам можно отнести, конечно же, актерскую игру. Дуэт Неелова-Фрейндлих настолько потрясающий, что становится даже жутко: кто из нынешних актеров сможет так? В связи с этой парой вспоминается еще одна: Ахеджакова-Волкова из рязановских «Небес обетованных», только сама канва «Карпа» более спокойная и вызывает другие эмоции, нежели «Небеса», но по силе воздействия и сыгранности эти две пары похожи.

Евгений Миронов безусловно неплох, хотя его роль по объему не столь велика, но вообще в «Карпе отмороженном» даже самые маленькие роли отлично сыграны, и актеры подобраны блестяще. Такое впечатление, что даже рыба создателям фильма попалась очень талантливая. Немного ощущается, что отдельные удачи в виде диалогов, образов «собраны», «сшиты», но на выходе эмоции фильм дарит достаточно цельные.

Если после его просмотра кому-то захочется навестить пожилых родственников, побыть с ними чуть подольше, поговорить, расспросить о каких-то вещах, которые вроде бы и всегда интересны были, но откладывались на потом, посмотреть вместе старые фотографии и послушать какие-то истории, то наверное это и можно будет считать выполненной миссией тактичной и трогательной картины, которую назидательной и морализаторской при этом назвать нельзя. Размораживание происходит очень деликатно.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/

Похожие статьи