«Излом времени» — трещина в линейке  фильмов «Диснея»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В один прекрасный день любой родитель понимает, что в концепции «поход в кино с ребенком» цепляться за новые полнометражные мультики уже не комильфо: ребенок подрос, и хочется предложить этому подрастающему человеку что-то более жизненное. А прокат никак не хочет на такие запросы откликаться: либо предлагает оставаться в анимационных мирах, либо сразу закидывает в пучину боевиков и комедий, во время которых сам по себе зритель может смеяться или увлекаться зрелищной стрельбой, а в качестве родителя этот же самый человек сидит как на иголках, тщательно анализируя демонстрируемое и проговариваемое с экрана и каждый раз вздрагивает при сомнительной шутке или слишком щедро разбрызгиваемых литрах крови в кадре.

65.jpeg

Переходный возраст — один из самых сложных периодов в жизни, и мало что качественное и продуманное на него сориентировано вообще. Это и очень ответственно, и не так долго по времени длится, чтобы стараться: многие решают, что просто протупить, доползти до совершеннолетия — оптимальный выход. Индустрия развлечений, по крайней мере, явно этим грешит.

По идее, на помощь должно приходить так называемое «семейное кино», но его количество ничтожно мало — это раз, а, во-вторых, в последнее время чаще всего оно какое-то невероятно моралистическое, концентрирующееся вокруг изгоев и уникумов, каких-то внештатных ситуаций и пафоса, в то время как хочется увидеть какие-то простые истории о «девчонках и мальчишках по соседству, а так же их родителях» — буквально те же периодически встречающиеся симпатичные «взрослые» фильмы, просто с чуть меньшим количеством брани и шуток ниже пояса.

Но есть же «Дисней», который долгие годы вроде как не подводит с качественной полнометражной анимацией, возможно его прокатные семейные фильмы окажутся хорошим подспорьем?

Трейлер и описание «Излома времени» были достаточно симпатичными. Научная детская фантастика – отличный жанр, подразумевающий некую фундаментальность в связке с фантазией, стимулирующий жажду знаний.

Девочка-подросток Мэг Мурри ( Сторм Рейд) очень скучает по своему отцу-ученому Алексу (Крис Пайн), который бесследно исчез в результате одного из своих экспериментов. Она теряет интерес к учебе, становится закрытой и мрачной, над ней подтрунивают одноклассники. У Мэг есть младший братишка Чарльз Уоллес (да-да, именно так полным именем весь фильм абсолютно все окружающие называют мальчишку) — юный интеллектуал, воплощение позитивного и удивительно разумного, рассудительного для своих лет поведения, эдакий Питер Пэн наоборот.

Однажды дети встречают неких волшебных существ, в данном случае это что-то вроде фантастических фей: миссис Тоесть (Опра Уинфри), миссис Чтотут (Риз Уизерспун) и миссис Кто (Минди Калинг), которые рассказывают, что где-то во Вселенной услышан сигнал бедствия от Алекса, а затем открывают им возможность путешествовать на другие планеты посредством силы мысли (а именно в результате такого эксперимента и исчез Алекс Мурри). Даже на красивых и ярких планетах Мэг, Чарлзу Уоллесу и Кельвину (влюбленному в Мэг однокласснику, который вовремя зашел) то и дело попадаются признаки всепроникающего вселенского зла, которое, как нетрудно догадаться, причастно к исчезновению папы. Феи с переменным успехом курируют детей в этом путешествии, как и все волшебные существа они не стопроцентно функциональны, а лишь призваны простимулировать перемены внутри главных героев, которые приведут их к успеху.

Где-то первые полчаса (пока никакие планеты и волшебницы в сюжет еще не вторглись) фильм еще подает надежды на то, что фантастика будет научной. Флешбэками всячески подчеркивается, как здорово, что любящие, красивые супруги с разным цветом кожи — еще и ученые-физики, как много это дает семье и с точки зрения общения (папа проводит с малюткой-дочкой занимательные научные опыты, много разговаривает), и с материальной точки зрения (ох, этот дом и сад семьи Мурри). Чарльз Уоллес, опять же, с правильным жизненным настроем на знания и победы.
И потом вдруг эти невообразимые тетки-феи, такой резкий и совершенно бессмысленный уход из фантастической завязки в жанр сказок (причем, судя по игривым именам, сказок английских, в которых любое подобное имя несет смысловую нагрузку, а в «Изломе времени» — абсолютно никакой). Чисто внешне миссис составляют типичную для поп-музыки триаду «блондинка-брюнетка-рыжая», правда очень разновозрастную и не сбалансировано полезную.

4682_0659317_b.jpeg

Вообще из всего фильма можно выделить, пожалуй, лишь одну яркую актерскую работу — работу Риз Уизерспун. Ее миссис Чтотут вносит и живость, и сомнения, и противоречия, и трансформируется в невообразимое существо, когда менее всего этого ожидаешь, в то время как героини Опры Уинфри и Минди Калинг вообще неизвестно зачем вплетены в сюжет. Да и чисто внешне они представляют собой что-то настолько вызывающе-безвкусное, гипертрофировано-нарядное, что невольно вспоминаешь Надежду Кадышеву и вообще всех героев отечественных «Голубых огоньков» последних лет: плоды самых безумных фантазий стилистов.

Линия путешествий по пространствам тоже прихрамывает. Сначала очень красивая зеленая планета, визуализированная не иначе как с целью продемонстрировать фантазии теперь уже дизайнеров фильма, смысловой нагрузки — снова на копеечку. Затем не менее дизайнерская планета с оракулом, который обещал подсказку, а затем обманные миры той самой концентрации зла — вот они наиболее оригинальны визуально и хоть на что-то в сюжете влияют и, хотя толком и непонятно как именно. В общем научной фантастикой в фильме уже совсем не пахнет, несмотря на то, что в конце, когда схватка со злом ( не особо яркая и неопределенная как, собственно, и само зло) закончена, миссис вдруг решили перечислить в качестве воинов света многих крупнейших ученых всех времен и народов. А родители-физики апеллируют к каким-то теориям о заряженных любовью частицах во Вселенной. Занавес.

4682_0694265_b.jpeg

«Излом времени» — это какая-то психосоматическая эзотерическая сказка, ода саморегуляции и каким-то духовным практикам, причем ода скучноватая и пафосная. О действии, науке и логике остается только мечтать — все в итоге заменено на путаные морализаторские посылы в духе «зорко одно лишь сердце». И это даже взрослому человеку тяжеловато осмыслить при просмотре, а детям тем более: словно бы после школы обычной ты вдруг посреди учебного года пришел на занятия в школу религиозную.

Вообще-то фильм оказался снят по книге, даже так «по мотивам книги» «Трещина во времени» американской писательницы Мадлен Л’Энгл, а сценаристом выступила Дженнифер Ли, известная как автор сценария одного из самых кассовых и качественных диснеевских мультфильмов последних лет — «Холодное сердце». Видимо, даже у талантливых людей раз на раз не приходится, но в данном случае же работала большая команда профессионалов, затрачен огромный бюджет, поэтому винить одного сценариста было бы странно. Одному человеку заколдовать огромную корпорацию под себя невозможно, скорее всего саму корпорацию и так устраивает качество написанного и, к сожалению, не очень интересует аудитория.

А как иначе объяснить то, что появляются подобные «семейные» фильмы, которые абсолютно неинтересны ни взрослым, ни детям и по сути достаточно бестолковы?

Опять остается надеяться на новые части популярных анимационных франшиз от того же «Диснея», чьи премьеры запланированы в этом году. Возможно, частично они и покроют «семейный» запрос на неглупые и качественные зрелища. А хорошие художественные фильмы для школьников среднего звена и их родителей наверняка все-таки снимают. Надо продолжать искать.

Похожие статьи