«История одного назначения».  Гуманистическая драма с участием Льва Толстого
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
9 сентября этого года празднуется 190-летний юбилей великого Льва Толстого. Каким образом можно нас, ныне живущих, активных или не очень читателей привлечь к тому, чтобы обратиться к творчеству классиков-юбиляров и вызвать желание узнавать о них чуть больше?

5.JPG

Вряд ли казенные слова или мероприятия «для галочки» соберут в этом смысле много одобрительных голосов. Это школьников или подневольных работников культуры можно заставить писать сочинения или возлагать цветы. А как же с остальными?

Одной из самых искренних попыток обратить внимание на Льва Николаевича в этом году безусловно можно назвать фильм «История одного назначения». Режиссер Авдотья Смирнова без привлечения государственных средств на спонсорские деньги сняла фильм, который не призван объять всю биографию писателя, но при этом вызывает желание к этой биографии обратиться.

В фокусе внимания создателей картины оказался случай, описанный историком и литературоведом Павлом Басинским в небольшой главе «Спасти рядового Шабунина» из книги «Святой против Льва».
При желании сюжет произошедшего можно рассказать двумя-тремя предложениями, чего мне делать категорически не хочется, потому что фильм снят явно не для красочной фиксации исторического факта.

kinopoisk.ru-Istoriya-odnogo-naznacheniya-3232673.jpg

Да и фигура Льва Толстого, по всему выходит — не цель, а скорее средство. Это трейлер готовил нас к «фильму о Толстом» и заманивал известными актерами, но на то он и трейлер.

По сути, главным героем фильма является поручик Григорий Колокольцев ( Алексей Смирнов). Сын генерала и брат двух военных героев, Григорий несколько не вписывается в славную историю семьи уже хотя бы потому, что служивая юность его приходится на мирное время. Хлопотами маменьки он приписан к столичному полку, служба в котором достаточно формальна и оставляет массу возможностей весело куражиться с приятелями и развлекаться на балах.

Старый генерал (Андрей Смирнов) после очередной залихватской выходки Гриши и его друзей брюзжит, что честь семьи под угрозой, что младший сын разочаровывает его. Пылкий, честный и активный юноша с вызовом демонстрирует готовность служить Отечеству в любых условиях и просит о переводе в провинциальный полк в Тульскую губернию.

По дороге к месту назначения он волей случая знакомится с Львом Толстым (Евгений Харитонов) — уже признанным на тот момент писателем (впрочем, самые значительные произведения у него еще впереди), они проникаются взаимной симпатией, и Толстой приглашает Колокольцева при случае навестить свое имение в Ясной поляне.

Оказавшись в полку, Григорий попадает под начало капитана Яцевича (Лукаш Симлат) — типичного служаки, педанта и сухаря, для которого муштра и дисциплина прежде всего. Его переполняет желание что-то изменить, привнести в армейское существование нечто новое: учить солдат грамоте, организовать артель, помогать нуждающимся, тем более что время действия (1866 год) ознаменовано попытками провести реформу в армии. Но либеральный настрой Григория постоянно спотыкается о консервативную реальность.

Граф Толстой, который поразил поручика обилием новых как гуманитарных, так и практических идей, становится для Колокольцева примером. Однако визиты в имение литератора и ненароком подсмотренные, подслушанные сцены его семейной жизни, дают юноше понять, что справляться со своими трудностями ему придется по большей части самому.

Но когда возникает серьезная проблема, касающаяся другого человека, поручик все-таки решает обратиться к Толстому за помощью.

В фильме сплетаются реальные факты и вымысел, но эмоции зрителя, вызванные происходящим, неподдельны, горьки и даже страшны по-настоящему.

Начинаясь почти что в развлекательном ключе, сюжет постепенно становится очень драматичным. Эта история очень многогранна. Она и о том, как гибнут идеалы, как обтачивает людей устоявшаяся система, о том, что ждет людей, которые не могут усыпить свою совесть, о бесправии маленького человека и о постоянных муках выбора.

kinopoisk.ru-Istoriya-odnogo-naznacheniya-3245692.jpg

Помимо общечеловеческих вопросов о морально-нравственном выборе есть в картине и исключительно национальные акценты.

В который раз понимаешь, каким чудовищным злом было крепостное право. Людям, представлявшим аристократию, — соль земли русской — по сути было нечем заняться, кроме как воевать, служить, ждать войны, чтобы проявить себя. Не в этом ли одна из причин вечного поиска врага — внешнего или внутреннего?

Неограниченная власть элит, забитость и косность народа и отсутствие среднего звена, способного обеспечить диалог и сократить пропасть между ними — даже любую благую инициативу просто-напросто некому реализовывать. Есть власть и ее планы, есть объект реформ — медицина ли, образование или армия, но нет рук, умов, способных проводить все задуманное в жизнь.

Слабость и несовершенство законов, невозможность доискаться правды для маленького человека — тоже вопрос, остающийся нерешенным.

На мой взгляд, у этого фильма есть только один недостаток — слишком нарочитое желание подчеркнуть, что ты «нет-нет, он ни в коем случае не в традиции исторических фильмов снят». Смирнова в многочисленных интервью подчеркивает, что стремилась снять картину «современную», словно бы недооценивает острую актуальность заложенных в ней идей. Нельзя же предположить, что использование модной «камеры на удочке» решит все вопросы с современностью.

Сейчас возможно кому-то и покажется занятным, что саундтрек к фильму написал Баста — это же модно, дерзко (на самом деле нет). Скажем так, его музыка хороша тем, что не мешает действию, но по большому счету не привносит в фильм ничего дополнительно, сложно на нее обратить внимание и вообще обнаружить.

Испугались создатели скрипок и вальсов, а между тем вальсы, к примеру, и Шнитке писал. И с его вальсами кинофильмы со временем, по меньше мере, ничего не теряют. А спустя лет десять (да даже пять) по наполнению «История...» еще сможет тягаться с другими фильмами, а по саундтреку уже будет восприниматься как казус.

«Не костюмный фильм» — еще одно лукавство, ибо костюмы при этом продуманы до мелочей. Известный писатель, знаток русской истории Джон Шемякин выступал консультантом фильма, и в результате каждый солдат, крестьянка, чиновник выглядят так, словно именно с них делали эталонную открытку или фигурку современной журнальной коллекционной серии.

Выбор актеров на главные роли тоже лишь отчасти можно назвать нетрадиционным.
Евгений Харитонов — актер столичного «Гоголь-центра» знакомый пензенцам по службе в нашем Драматическом театре не так много снимался в кино — вот это интересный выбор, в этом чувствуется риск и авторское отношение. Его Лев Толстой совершенно не похож на то, что мы привыкли от Льва Толстого ожидать — именно это очень ценно.

Отличной находкой можно назвать и актера Филиппа Гуревича. Образ писаря Шабунина, созданный им на экране, смело можно назвать лучшей актерской работой картины.

Ирина Горбачева (Софья Толстая) — выбор более очевидный. Кинокарьера актрисы идет в гору, наблюдая ее игру понимаешь, что в этой роли Ирина очень органична, она именно что «для нее». Но больших откровений именно о Софье Андреевне, не о Горбачевой, получить не удалось.

А уж если говорить о других актерах основных ролей картины, то нисколько не принижая их мастерства и признавая, что все до одного на своих местах, играют замечательно, дебютанты начали очень достойно, но при этом некоторые из них являются членами семьи режиссера, а другие —представителями известных актерских семей, то ничего революционного, ломающего традиции на ум не приходит.

Ну да Бог с ним, с позиционированием. «История одного назначения» — крепкая, честная работа с большим гуманитарным посылом, ее непременно стоит посмотреть.

У Авдотьи Смирновой и ее команды получилось апеллировать и к уму, и к сердцу зрителя, вызвать желание размышлять, анализировать и сопереживать.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/

Похожие статьи