13° ... 13°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Илья Глазунов — художник королей и король художников
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Есть в Москве улочка такая, называется Волхонка. Расположены на ней несколько весьма примечательных зданий, среди которых музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина со всеми его корпусами. Есть там и небольшой зеленый домик, в котором располагается еще один художественный музей — галерея Ильи Глазунова.



Старый знакомый


Мое знакомство с Ильей Глазуновым и его творчеством случилось в далёком 1992 году, когда выставку его полотен привезли в Пензу и представили в ЦНТИ. То ли огромные полотна, так непривычные нашему сознанию, привыкшему к тому, что на картине максимум 12 персонажей может поместиться, произвели такое неизгладимое впечатление на детский мозг, то ли так хорошо прозвучало описание каждой картины, что они напрочь остались в памяти.

И вот, спустя 26 лет, я стою перед галереей Ильи Глазунова в Москве и у меня случайно есть полтора часа свободного времени.

Особняк расположен в легко доступном месте в центре города. Рядом — музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, через дорогу — Храм Христа Спасителя. Напротив — станция метро «Кропоткинская».

Интерьеры особняка также были спланирован художником Ильёй Глазуновым. Состоит он из трех этажей, каждый из которых выполнен в своём стиле. Есть тут и комнаты, похожие на боярский палаты (в которых представлены картины из серии портретов князей и мифических персонажей русской истории). Есть залы, в которых расположена живопись на религиозные темы, их оформление напоминает церковное.

Картинная галерея Ильи Глазунова была образована 31 августа 2004 года в отремонтированном особняке в центре столицы, когда-то принадлежавшем вдове генерала Дохтурова, героя войны с наполеоновской Францией в 1812 году.

В залах галереи представлено около 700 экспонатов, выполненных в различных жанрах. Есть графические полотна, есть живописные, есть работы, исполненные в смешанной технике.



Многообразие работ


Несколько работ, к примеру «Царевич Дмитрий», «Сказочные птицы» выполнены с использованием декоративной фурнитуры — стразов и бусин. Очень много в числе работ Глазунова портретов, причём как современников художника, так и исторических персонажей.

Интересна работа, исполненная в виде триптиха «Внуки Гостомысла», в центре которого находится портрет первых русских князей-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. По обеим сторонам расположены картины «Остров Рюген. Жрец» и портрет Умилы Новгородской, матери Рюрика. Эта работа символизирует начало государственности на Руси.

Основная же часть картин иллюстрирует события из произведений русских писателей. Также, помимо картин, здесь имеется собрание икон старой Руси и коллекция мебели эпохи заката царской России.

Отдельное место в ряду произведений мастера занимают художественные полотна, величина которых примерно 8х4 метра. На них изображена целая череда событий из нашей и мировой истории, казавшихся важными автору. Когда они были впервые представлены в Москве широкой публике, выстраивались огромные очереди, чтобы посмотреть на эти произведения.

На картине «Мистерия XX века» изображены самые знаковые события и персонажи ушедшего тысячелетия. Можно рассматривать ее бесконечно, а в уголках полотна обнаружить зеркала — с целью отметить и свое изображение на этой картине мира.

Пропитаны символизмом и другие художественные полотна из этой серии — «Великий эксперимент», «Вечная Россия». Они полны исторических персонажей, наших современников и лиц, которые знакомы нам лишь по учебникам истории. На картинах узнаваемы и политики, и актёры, и другие лица, которые оказали влияние на развитие событий в стране.



Разноплановый гений


Весьма специфическая манера письма Ильи Глазунова заключается в довольно реалистичном изображении человека, его лица. Но больше всего поражают необыкновенно большие глаза на лицах, изображенных на его полотнах. Он как будто прорисовывает через них самую душу своего персонажа. Многие работы откровенны, просто на грани приличий, но все одинаково необыкновенны. Во многих показана естественная красота, и нет даже намека на то, чтобы посчитать это неприличным или пошлым.

Мало кому известно, что Илья Глазунов разработал оформление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В галерее представлены отдельные эскизы и фрагменты этих декораций. Художник оформлял и некоторые другие постановки.

Илья Глазунов создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства.

Помимо живописных и графических произведений Ильи Сергеевича Глазунова в галерее представлена целая фотогалерея, содержащая фотографии интерьеров Большого Кремлевского дворца, Российского посольства в Испании, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, которые были выполнены по проектам художника.

В фотографиях запечатлена предельно насыщенная и многообразная жизнь Ильи Глазунова. Он и в окопах Никарагуа, и на сцене Большого театра. Он в Италии и в Дании, рядом с патриархом Алексием II и папой римским Иоанном Павлом II, В.В. Путиным и королем Испании Хуаном Карлосом I. Талантливого живописца иногда называют «художник королей и король художников». Ему позировали многие известные и великие личности прошлого столетия.

Нельзя не упомянуть заслуги Ильи Глазунова, который являлся действительным членом Российской Академии художеств, академиком, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, почетным членом Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалером награды ЮНЕСКО — «Золотая медаль Пикассо» за вклад в мировую культуру и цивилизацию.



Илью Глазунова можно сравнить с Леонардо да Винчи, поскольку он — не только художник, но и архитектор, историк, публицист, писатель, общественный деятель, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Как и гениальный мастер эпохи Возрождения в Италии, Илья Глазунов являет собой фигуру возрождения искусства в России, разнопланового мастера и любимца первых лиц.

Хорошо, что в нашей стране имеются такие фигуры. Они вносят неоценимый вклад в нашу культуру.



А еще хорошо, что к нам в город возят хорошие полотна. Водите детей посмотреть на них. Может, лет через 20 ваши дети, стоя перед какой-нибудь картиной в музее Орсе, скажут — ой, а я ее знаю! Это будет самый лучший отзыв, поскольку идет от души. Значит, человек запомнил произведение искусства, оно ему близко. Значит, цель достигнута. Ведь задача искусства — не только в том, чтобы радовать и услаждать взор и слух конкретного потребителя, но и воспитывать культуру в будущих поколениях. Чтобы наши дети привели когда-нибудь своих детей в картинную галерею и сказали: «Смотри, это — моя любимая с детства картина».

Фото автора

Похожие статьи