-3° ... -6°, ветер 3 м/с
97.55
106.14
Дуэлянт: честь дороже жизни
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова
Дмитрий Митин

Осенью 2015 года Президент России подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года российского кино». В результате чего количество российских фильмов на экранах кинотеатрах в 2016 году многократно увеличилось. Среди них есть очень любопытные картины в различных жанрах: комедии, драмы, приключения, ужасы, фильмы-катастрофы. Фильм «Дуэлянт» выделяется из этого множества за счет оригинального сценария и попыткой перенести зрителей на улицы Санкт-Петербурга образца 1860 года.

55.jpeg

«Дуэлянт» рассказывает о человеке, потерявшим графский титул, которого при попытках вернуть обратно, сослали на Алеутские острова простым солдатом. Но в результате шторма он оказывается на грани гибели. Так он впервые обманывает смерть. Прожив в племени алеутов несколько лет, под именем графа Яковлева он возвращается в Петербург с первоначальной целью — вернуть Колычеву (то есть, себе) графский титул. Делать он это собирается, зарабатывая на дуэлях, представляя за деньги одного из противника. «Дуэльный кодекс» России позволял это.

Так, история человека, виртуозно владеющего оружием и имеющим великую удачу, рассказанная в декорациях Петербурга конца 19 века, заинтересовала меня с самого начала.

Сразу хочу отдельно сказать о главном месте действия. Создатели фильма прибегли к гиперболическому подходу построения Петербурга тех годов. Мрачная, пасмурная погода, сменяющаяся ярким солнцем; комы грязи и лужи на улицах, мельтешащие по ним конные экипажи. Так же и убранство квартир и помещений. Побитые временем, с отвалившейся штукатуркой съемные квартирки чередуются с ухоженными графскими домами. Работа операторов, костюмеров, художников сделана на «отлично».

И такие контрасты мы видим не только в заднем плане, но и в персонажах, которые играют нам Пётр Фёдоров и Владимир Машков. Среди ролей второго плана хочу выделить молодого Павла Табакова. Главный герой, граф Колычев (Пётр Фёдоров), холоден, расчетлив. Правда, имеет «классические» слабости: алкоголь и женщины. Делает всё для возвращения своего титула, зачастую не жалея своего тела. Антагонист картины — граф Беклемишев (Владимир Машков) жесток настолько, насколько возможно было быть жестоким, имея титул графа. Но жестокость свою предпочитает реализовывать чужими руками. Молодой князь Тучков (Павел Табаков), старший брат Марфы Тучковой немного труслив, чрезмерно рачительный, но в критической ситуации был готов пожертвовать собой. По мере просмотра фильма мнение зрителей об этих персонажах будет меняться, и не раз.

Главный герой вполне успешно стреляется, зарабатывает деньги. Но когда его начинает интересовать его «работодатель», начинаются проблемы. Оказывается, что человек, оплачивающий его работу, тот же самый, что и лишил его, графа Колычева, графского титула. И наш удачливый дуэлянт строит планы по вызову на дуэль главного противника. В итоге, ему это удаётся. И эта финальная дуэль не похожа на битву супергероя и суперзлодея. Это быстрая дуэль, такая же, как и предыдущие, показанные в картине. Режиссер снова акцентирует внимание на превосходстве чести над жизнью.

Фильм, несмотря на обилие мест действий и персонажей, оставляет впечатление «камерности». Все главные события фильма происходят либо в каретах, либо во время дуэлей.

Дуэль. Передача истории, рассказываемой в фильме через дуэли, встречается в фильмах нечасто. И режиссер уделил очень много внимания этому поединку чести. Зрителям рассказали про «дуэльный кодекс», процитировали основные статьи из него.

Любое оскорбление, карточный спор разногласие в долгах — всё это решалось смертельным поединком, из которого можно было выйти либо победителем, либо не выйти вообще. Цена чести, цена достоинства ставится выше цены жизни на протяжении всего фильма. Были показаны различные виды дуэлей. Да! Их действительно много, современный зритель знает только о классических перестрелках с расстояния 20 шагов.

Но к фильму есть претензии. Сама основа сюжета банальна до безобразия, а многое, что заинтересует зрителя, не будет объяснено. Откуда у главного героя такие возможности в стрельбе из различного оружия? Такая удача? «Пуля его не берёт» — эту фразу на протяжении фильма говорят несколько раз. Видимо, режиссер, таким образом, попытался внести элемент мистики в свою картину.

Фильм «Дуэлянт» можно смело рекомендовать к просмотру как «нетипичный» представитель современного российского кинематографа. Ему не хватило совсем чуть-чуть до уровня мирового кино. Не хватило четкой предыстории, не хватило эмоций на экране, не хватило музыкальной сопровождающей, саундтрека. Но то, что есть на экране, отработано и отшлифовано до мелочей.

Источник фото: Вокруг ТВ

Похожие статьи