«Большой» Валерия Тодоровского. Фортуна в дверь стучит, а вас дома нет
Сожаление в данном случае вызывает не то, что этот фильм обязательно стоит посмотреть, и он представляет собой нечто выдающееся. Нет, нельзя сказать, что он безупречен, обидно скорее за то, что российский зритель в основной своей массе элементарно не хочет держать руку на пульсе отечественного кино, не стремится проверить «жив пациент или мертв».
Мне, например, захотелось посмотреть фильм Тодоровского сразу по нескольким причинам. Во-первых, конечно, тема балета — удивительного искусства, где непременно должны сочетаться талант и тяжелый труд, и в котором (как хочется надеяться) наша страна все-таки еще впереди планеты всей. Во-вторых, вынесенный в название Большой театр, как символ наивысшего достижения в данной сфере. И в третьих — Алиса Фрейндлих в одной из главных ролей. В большей степени актриса театральная, нежели экранная, Фрейндлих и в советское-то время нечасто снималась в кино, а что уж говорить о последнем десятилетии, так что пропустить встречу с ней показалось делом непростительным.
И если разбирать впечатления по пунктам, то получится вот что. Во-первых, фильм оказывается совершенно не таким, какое впечатление о нем создает трейлер — будьте к этому готовы. В трейлере (возможно сознательно) нас готовят к интригам, противостоянию, борьбе, закулисным играм (после просмотра кажется, что в рекламе собраны ну просто все фразы, сказанные на повышенных тонах), а фильм оказывается в этом отношении очень спокойным, гуманным, что, как мне кажется, очень неплохо. Иглы и битое стекло в пуантах, испорченные костюмы, расцарапанные лица соперниц —это своего рода уже стереотип, миф, какая-то растиражированная страшная история для обывателей, и в сотый раз столкнуться с ее реализацией уже неинтересно. Еще более распространенная балетная история — это девочка, непременно из маленького города, которая живет в каких-то серых декорациях и которой мир балета кажется прекрасной сказкой. За этим миром она непременно где-то подглядела и на кого-то ориентируется, у нее есть кумир или роль мечты, и вот она пашет и пашет, чтобы достичь желаемого и в конце концов танцует свою Одилию, Жизель и.т.д.
«Большой» практически до финальной своей части откровенно не педалирует и эту тему, хотя есть и девочка из маленького города, и ее тяжелый труд. Похоже на то, что создатели фильма как-то сознательно эту тему рассматривают под другим углом. Юля (так зовут главную героиню) — подросток из депрессивного шахтерского городка, растущая как-то сама по себе, на дворе 90-е годы, родители — обычные трудяги, которым по полгода зарплату не платят, в доме нет даже цветного телевизора, ей просто неоткуда было заиметь балетные ориентиры и не с чего грезить ролями. То, что она оказалась в балетном мире, абсолютная случайность, это сработало, как вариант меньшего из двух зол. Да, повезло — заметил педагог, поступила в училище, но нет, что называется, бэкграунда у девчонки, нет никого, кто бы дал ей какие-то правильные установки, образовывал ее, помог поработать не только с телом, но и с душой, с психикой.
Поэтому Юля — это в данном случае не героиня истории «про балет». Перед нами —типичный портрет человека, который не замечает своих шансов, не понимает жизни, плывет по течению, человека, которому не хватает образования, воспитания, поддержки для достижения наилучших результатов. И то, что ближе к концу фильма вдруг создатели решили-таки обратиться к теме «балетной мечты», расхожих знаков и символов, несколько подпортило впечатление о сценарии, ибо хорошо переданный образ и все мысли с ним связанные, может статься, получились нечаянно.
Немного неправдоподобным выглядит и Юлина участь на фоне ее собственного поведения: мало того, что она не знакома с элементарными теоретическими знаниями о классическом танце, не понимает названий движений по-французски (хотя у нее был педагог), так еще и хамит, дерзит преподавателям и вообще ведет себя, как самая обыкновенная ПТУшница — и это ей сходит с рук. Даже при общем уровне снижения качества образования (нам невдомек, но наверняка и в таких областях как классический балет тоже есть свои проблемы и упущения). Все-таки в подобные вещи верится с трудом. Вернее, хочется надеяться, что педагоги продолжают заботиться о какой-то внутренней культуре будущих балетных артистов, потому что если это не так, то становится очень грустно.
Теперь о Большом. Создателям фильма явно пришлось заплатить определенную цену за то, что его сцена, интерьеры, тяжелые шторы с кистями и белый рояль появляются в кадре. И этой платой за аутентичность в данном случае стало поддержание статуса легенды. Понятно дело, что никаких тайн, никакой некрасивой правды да и вообще обыденных фактов быть в таком фильме не может. Большой остался красно-золотым, помпезным, культовым. Такое впечатление, что фильм в данном смысле рассчитан на тех, кто никогда в Большом не был, на то, чтобы усилить магию и эффект мечты.
К примеру, не удержался оператор от крупного плана главной героини в детстве, которая широко распахнула глаза, увидев громаду Большого под новогодним снежком, естественно, перед походом на «Щелкунчика».
Ну, и об актерах. Алиса Бруновна Фрейндлих в который раз продемонстрирвоала высочайший актерский класс, особенно это было заметно на фоне молодых девчонок, сыгравших главные роли. Хотя стоит отметить, что режиссер Тодоровский искал не актрис, способных выдавать балетные па, а балерин, обладающих актерскими способностями, так что и Маргарита Симонова, и Анна Исаева (обе — профессиональные балерины) достаточно хорошо справились со своими задачами.
Немного обидно, что Александру Домогарову, сыгравшему спившегося танцовщика и педагога, отведено не так много экранного времени; этот персонаж обещал быть интересным, но режиссер, планирующий адаптировать весь снятый материал (который не вошел в и без того длинную картину) под сериал, анонсировал развитие некоторых сюжетов и более полное раскрытие образов ряда героев.
И, конечно, во время просмотра фильма не отпускают мысли о том, что актуальность истории «только в Москве можно чего-то достигнуть или хотя бы как-то попытаться» увы будет еще долгой. И за последнее время все идет в сторону того, что даже в кордебалете танцевать, или электрички водить, или в обычном офисе трудиться становится целесообразно только в Москве.
В наше время речь о главных ролях для понаехвших уже не идет.
Да, и пусть сфера балета достаточно специфическая, лучшие учебные заведения этого профиля находятся в столицах, все-таки азы классического хореграфического искусства многие талантливые люди могут постичь на малой родине, а вот, к примеру, в Пензе балету учиться давно уже негде и не у кого (хотя когда-то тоже были и балетные кружки, и школы, и хорошие педагоги), так что в этом плане название нашего города в ближайшей перспективе вряд ли будет озвучено даже в вымышленных историях. Что ж, будем ждать кино про гимнастов или радиотехников. Источник фото: http://www.bolshoi-film.ru