-1° ... -3°, ветер 2 м/с
96.07
105.11
«Аннигиляция»: аннигилируй это!
Журналист
Журналист
Новый фильм Алекса Гарленда, автора «Ex Machina», «Пекла» и «28 дней спустя» на широкие мировые экраны допущен не был — практически сразу после ограниченного двухнедельного проката в США его выпустил стриминговый сервис Netflix. Почему одну из самых ожидаемых научно-фантастических картин этого года постигла такая судьба?

56.jpg

На самом деле, научно-фантастическую драму с элементами органик-хоррора «Аннигиляция» на студии Paramount снимали для показа в кинотеатрах, однако случилось страшное — на тестовых показах картина с треском провалилась. Зрители ругали практически все — непонятный сюжет, холодных и неинтересных героев, слишком открытый финал…

Финансист Paramount Дэвид Элиссон (фильм показался ему заумным и сложным) потребовал от режиссера переснять некоторые сцены — сделать героиню Натали Портман человечнее, ближе и понятней зрителю, поменять концовку. Но на сторону режиссера неожиданно встал продюсер картины Скотт Рудин, обладавший правом определения финального монтажа, поэтому вопрос закрыли. Фильм остался именно таким, каким его изначально увидел Гарленд, но студия отменила широкий прокат ленты, продав стриминговому сервису Netflix.

Свою роль в решении кинобоссов сыграл тот факт, что мировой зритель плохо знаком с режиссером и сценаристом Алексом Гарлендом. Алекс начал свою работу как сценарист комиксов, продолжил автором прозы (роман «Пляж», впоследствии экранизированный с участием Леонардо ДиКаприо), писал сценарии к фильмам («28 дней спустя», «Пекло»), а затем стал режиссером («Дредд» и оскароносной «Из Машины»).

И, несмотря на то, что новый фильм Алекса был снят по популярному роману Джеффа Вандермеера «Аннигиляция», а сыграли в нем Натали Портман и Тесса Темпсон (Валькирия из «Тора»), фактическая безызвестность Гарленда для большинства рядовых зрителей и сложность сюжета сыграли решающую роль в определении судьбы картины. И как можно понять по печально незначительной популярности картины у пользователей Netflix, кажется, большие боссы из Paramount оказались правы.

annihilation-2018-tr-1-e1507035209421.jpg

Биолог Лина (Натали Портман) суровая и сфокусированная на своих внутренних переживаниях преподаватель университета, становится частью экспедиции в загадочную, похожую на мыльный пузырь изнутри, «зону». Она образовалась в результате падения метеорита и стала постепенно расширяться, захватывая все больше территории и поглощая без остатка все больше людей.

Лина вместе с еще четырьмя её женщинами-коллегами исследует «зону» и все, что ее населяет, находящееся в процессе неостановимой эволюции. На пути героинь появляются пугающе мутировавшие животные и растения, умершие и превратившиеся в удивительно красивые и страшные растительные панно люди. Вместе женщины идут к загадочному маяку, с которого «зона» началась, и где все вопросы должны получить свои ответы.

Подобное описание фильма, строго говоря, очень поверхностно. «Аннигиляция» несколько раз за хронометраж нарушает традиционный линейный ход и меняет ритм повествования. В ней нет последовательности, точности и привычной логичности. Эпизоды в «зоне» перемежаются ленивыми и уютными эпизодами из привычной жизни героини, а также эпизодами будущего допроса. При этом окружающий мир в «Аннигиляции» кажется едва ли не красочнее и интереснее самих персонажей — и это явно сделано специально.

По заявлению самого Гарленда, «Аннигиляция» — это фильм о саморазрушении. Сложно сказать, была ли подобная идея заложена в книге, трилогию Вандермеера читать очень тяжело — настолько это унылое и тяжелое произведение (не лишенное, все же, интриги — если опустить километровые отступления, призванные раскрыть персонажей). Похоже на то, что Гарленд совместил свою идею с чужой историей — и сделал это очень тактично и изящно. Мысль Алекса в том, что все люди стремятся к саморазрушению. Будь то наркотики, суицид или же осознанное стремление разрушить свой счастливый брак, саботаж отличной карьеры, намеренный поход в «зону», откуда не возвращаются — все мы в той или иной степени стремимся к саморазрушению.

Эта мысль связана в картине параллелями с рассказом о клетках любого живого существа, запрограммированных на самоубийство. Клетки, которые отказываются умирать по законам природы, люди называют раковыми. Подобно этим клеткам, расширяющая «зона» отказывается умирать и поддаваться пониманию человека — существует ему вопреки и ему же на гибель.

При этом фильм удивительно похож на работы Тарковского — «Аннигиляция» медленна и нетороплива, и также, как в «Солярисе» и «Сталкере», испытывает на прочность психику и человечность людей, вступающих во взаимодействие с чем-то чуждым, инопланетным. Только вместо мыслящего океана — купол аномалии. Как и в «Сталкере», персонажи идут сквозь враждебную «зону» к какому-то месту (маяку), где все разрешится, станет понятным. При этом они не боятся смерти и принимают цену этого путешествия не столько потому, что его окончание для них жизненно важно, а просто потому, что их собственная жизнь для них особенной ценности не представляет. В этом же фильм перекликается с артхаусным «Побудь в моей шкуре», где роль случайно оказавшегося на Земле инопланетянина, вынужденного скитаться на задворках США и выживать за счет заманивания на свой корабль людей, сыграла Скарлетт Йохансен.

обложка.jpg

Подобный уровень саспенса и общий настрой загадочности предполагают повышенные требования к концовке, тому, что же найдут герои на маяке. И Гарленд с этим справляется. Финал получается не просто удивительным, скорее диким, запоминающимся и необычным. Пусть он отвечает не на все вопросы, и даже съемочная группа понимает его каждый по-разному, отказать ему в оригинальности нельзя.

При этом говоря о визуальных эффектах, скромный «зеленый экран» не режет глаз. Там, где бюджет не позволял CGI, ставка сделана на декорации. Эффекты и декорации четко согласуются с загадочной атмосферой, дополняясь мрачным, аутентичным саундтреком.

Все герои получили свой шанс произвести впечатление на зрителя. Безэмоциональная героиня Дженнифер Джейсон Ли — жесткая и опасная руководитель экспедиции. Тесса Томпсон, молодая девушка-физик, получила несколько своих драматических сцен, однако первой среди равных все же остается Натали Портман, ее фирменный сосредоточенно-суровый взгляд и точеные изможденные скулы, выдающие ожесточенную решимость выяснить правду и, если получится, умереть прощенной.

«Аннигиляция» — «умная» фантастика, которая может показаться сложной для зрителя, нацеленного на беззаботное и простое зрелище. Она словно пришла к нам из более храбрых, бесшабашных кинематографических времен, когда зритель не боится двусмысленности и сложных размышлений.

Пугающие и странные визуальные образы, глубокие идеи и нелинейное повествование пересекаются, скрещиваются и рождают несколько сюрреалистичную кульминацию, полную философской глубины и больше расплывчатых вопросов, чем однозначных ответов.



Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/

Похожие статьи