Зачем ввели знак «Шипы», и насколько он обязателен
Денис Симонов
Денис Симонов
С 4 апреля нынешнего года, на основании Постановления Правительства РФ №333 от 24.03.2017, вступили в силу изменения в Правила дорожного движения и в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Изменения, которые первоначально, большинство автолюбителей России даже и не заметили.



Новые правила


Потому как речь в данном, весьма коротком по содержанию Постановлении шла всего лишь о нескольких вещах: о разрешении мотоциклистам двигаться со скоростью до 110 км/ч, о запрете начинающим водителям буксировать транспортные средства и перевозить людей на мотоциклах и мопедах и о запрете эксплуатации транспортных средств без соответствующих опознавательных знаков. Список коих был утвержден в ПДД РФ еще в далеком 1993 году.

В общем, вышедшее Постановление прочитали, мотоциклисты ему порадовались, новички, наоборот, огорчились, а все остальные благополучно об изменениях забыли. Забыли ровно до тех пор, пока с началом зимы сотрудники ГИБДД не стали штрафовать всех «переобувшихся» на шипованную резину, но не разместивших на автомобиле соответствующий знак «Шипы», на 500 рублей. По части 1 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». И вот тогда стало ясно, что Постановление №333 касается очень многих автолюбителей. Чуть ли не всех.

Так давайте разберемся — каким образом данные изменения касаются именно вас и вашего автомобиля. А заодно обсудим все нюансы и обоснования этого «ш»транного знака «Шипы».
Начнем с главного — хотите или не хотите, но если на вашем автомобиле установлена зимняя шипованная резина, то знак «Шипы» — буква «Ш» в белом треугольнике с красной каймой — должен присутствовать на заднем стекле машины обязательно.

Отсутствие подобного знака — 100-процентно законный повод для наложения на вас, как на водителя транспортного средства, запрещенного к эксплуатации, административного штрафа в размере 500 рублей. Впрочем, этот штраф можно уменьшить в два раза, если оплатить его в течение 20 дней после вынесения постановления. Но, зачем давать повод?

Знак «Шипы» может быть любой — как купленный в магазине, так и нарисованный или распечатанный самостоятельно. Главное, чтобы он соответствовал тем параметрам, что указаны в пункте 8 Основных положений: сторона равностороннего треугольного знака не менее 200 мм., ширина красной каймы — 1/10 стороны треугольника, буква «Ш» черного цвета. Соответственно, минимальный возможный знак — это 20 см. в ширину и 2-сантиметровая красная кайма по периметру. На это, кстати, стоит обратить внимание при приобретении подобного знака в магазине — иногда там попадаются знаки-малышки. Если вы купите и приклеите такой знак на автомобиль, вам тоже выпишут штраф. Так как больше (при соблюдении пропорций) — можно, а вот меньше – ну, никак нельзя.

Точное место для расположения знака «Шипы» Правила дорожного движения не регламентируют — там лишь указано, что знак должен быть установлен «сзади механических транспортных средств». Где это самое «сзади» на вашей машине — решайте сами. Однако учитывайте то, что знак должен быть заметен в темное время суток с расстояния не менее 20 метров. Конечно, вряд ли сотрудник ГИБДД станет измерять данное расстояние, да еще и ночью, но откровенно наглеть и прятать знак «Шипы» внутри, за тонировку, пожалуй, тоже не стоит.

Оптимальным местом для размещения треугольника можно, наверное, признать заднее стекло автомобиля, его верхний левый или правый угол. В вашей машине нет заднего стекла или знак мешает видимости? Тогда клейте «Ш» на заднюю дверь, борт или бампер — на любую заднюю часть машины, где бы его смогли увидеть другие участники движения.

Итак. С основными моментами знака «Шипы» разобрались. Теперь переходим к деталям, в которых, как известно, и кроется «дьявол» недопонимания. А таких тонких мест в ситуации с треугольником «Ш» как минимум несколько.



Вопросы и ответы


Вопрос. Необходим ли знак «Шипы», если на машине стоят зимние нешипованные шины?

Ответ. В Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации четко дано описание автомобилей, на которых должен быть установлен знак «Шипы» — это «механические транспортные средства, имеющие ошипованные шины». «Ошипованные» — и только! Поэтому, если на вашей машине стоят зимние нешипованные шины или фрикционные шины (более известные, как «липучки») то клеить треугольник с буквой «Ш» вам не надо.

Вопрос. Когда необходимо вешать знак «Шипы» на автомобиль — после того, как переобулись на зимнюю шипованную резину или все же с 1 декабря, когда в большинстве регионов России вступает запрет на использование летних покрышек?

Ответ. Знак «Шипы» размещается на машине тогда, когда вы переходите на использование зимней шипованной резины и не позже. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в зимние месяцы: в декабре, январе и феврале (если эти сроки не изменены местными властями) разрешает использовать только зимние шины. Так что, с 1 декабря зимние шины (в том числе и шипованные) на вашем автомобиле должны быть обязательно. Однако, тот же Техрегламент, разрешает использовать зимние покрышки больше трех месяцев в году — с сентября по май. Оставляя выбор резины в осенний и весенний период за водителями. Соответственно, если вы решили переобуться на шипы уже в октябре — пожалуйста, переобувайтесь. Только не забудьте наклеить на автомобиль букву «Ш» в треугольнике. Раз шипы на машине появились, то и знак «Шипы» тоже должен быть.

Вопрос. Могут ли признать виновником ДТП, если попасть в аварию без знака «Шипы», но на шипованных шинах?

Ответ. Теоретически, сотрудники ГИБДД могут признать обоюдное нарушение в том случае, если, например, в вашу машину кто-то врезался сзади. Ведь, несмотря на пункт 9.10 правил ПДД, где говорится о соблюдении дистанции до движущегося впереди транспортного средства, знак «Шипы» как раз и предупреждает других участников движения, что тормозной путь вашего автомобиля может быть короче. А раз знака не было, то водитель, врезавшийся в ваш автомобиль, виноват лишь отчасти — он неправильно оценил дистанцию, в том числе и по вашей вине. Но, это лишь в теории. А на практике, сказать как будет рассмотрена данная ситуация с точки зрения инспектора ГИБДД или судьи, трудно. Однако, для страховой компании, отсутствие знака «Шипы», как повод для невыплаты компенсации, может быть весьма соблазнительным.

Вопрос. Зима прошла, шипованные покрышки поменяны на летнюю резину, а знак «Шипы» на кузове остался — не оштрафуют ли за это?

Ответ. Каких-либо предписаний и обязанностей размещать знак «Шипы» на зиму и снимать его летом, в Правилах дорожного движения нет. Так что можно щеголять шипастым треугольником даже не в сезон — никто вам ничего на этот счет не скажет. И уж, тем более, не оштрафует. Но, зимние шипованные покрышки с июня по август использовать нельзя — за это точно будет наказание.
Ну, и в завершении нашего «шипастого» ликбеза немного о самом непонятном в ситуации со знаком «Шипы» — об обосновании его присутствия в Правилах дорожного движения и на наших автомобилях, в принципе.

«Ш»транный знак


Утверждается, что автомобили с зимней шипованной резиной могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия из-за следующих особенностей:

Первое. Тормозной путь автомобиля с шипованной резиной значительно короче, чем у транспортного средства аналогичной модели и комплектации, но без шипов. Из этого следует, что водитель позади идущей машины, вероятнее всего, не успеет вовремя остановиться, поскольку большинство полагается на собственный опыт и держит безопасную дистанцию, основываясь на среднестатистическом показателе тормозного пути транспортного средства со стандартными покрышками.

Второе. Некачественная ошиповка резины, которая проявляется в виде отлетающих во время движения шипов. Совпадение нескольких факторов (скорость автомобиля с шипами, траектория вылетевшего шипа, близость ТС, находящегося позади машины с шипами) может привести к повреждению лобового стекла позади идущего авто. Помимо шипов, из-под колес модернизированного транспортного средства частенько вылетают камни.

Казалось бы, все понятно и все логично. Однако, логика, представленная в этих обоснованиях, отстала от реалий жизни, как минимум, на несколько десятков лет, глубоко застряв во временах Советского Союза. Когда, действительно, тормозной путь автомобиля с шипованной резиной был значительно короче, чем у машины без шипов. Когда, из кустарно ошипованных покрышек самодельные шипы реально разлетались в разные стороны при самой незначительной пробуксовке. Когда «системой помощи при торможении» можно было назвать только экстренное включение задней скорости на ходу. И когда, большинство автомобилей на дорогах имели привод на заднюю ось, со всеми вытекающими из этого плюсами и, конечно же, минусами. Вот тогда, в то время, знак «Шипы» и его наличие в ПДД было обоснованно и логично на все 100%.

Но, сейчас, когда вариантов выбора смеси резины, рисунка протектора, видов и количества шипов на покрышках, в любом, самом простеньком автомагазине больше, чем во всех республиках СССР вместе взятых; когда, всевозможные электронные системы стабилизации и помощи при торможении имеются в каждом автомобиле; когда вероятность получить камнем в стекло от наглого «обоченника» или идущего по разделительной «депутатмобиля» в десятки раз больше, чем возможность увидеть выпавший шип из резины, знак «Шипы» — это, несомненно, законодательный атавизм и юридический рудимент. Кем-то (по глупости или специально) возвращенный на современные дороги. И превратившийся из знака нужного и важного в «ш»транный знак, за отсутствие которого еще и «ш»трафуют.
Источник фото: http://pavon.kz

Похожие статьи